Славянские обереги. Русские обереги и их значение

В течение многих эпох ни один человек, ни одна изба, ни один двор в Древней Руси не мыслились без народных оберегов. Русское население свято верило, что именно благодаря их магическим способностям они надёжно предохранены от всевозможных недугов, «дурных глаз», стихийных несчастий и каких-либо бед, что ношение и использование специальных талисманов приносит удачу.

Постепенно точка зрения людей на творящиеся кругом происшествия переменилась. Изменялись уклад жизни, семейная обстановка, жилище, а также остальные главные житейские ориентиры. Только каждый раз сохранилось вечное желание человека оградить и спасти свой семейный очаг и свою родню от неприятностей. Наши с вами прародители претворяли это через оберегающие амулеты. Причем их надевали при рождении ребенка и не расставались с ними всю жизнь.

При размещении строений во дворе следовали традиционным обрядам, ведь грамотно сооруженный дом на самом деле являлся оптимальной защитой от всяческих горестей и проблем. Совсем как в старине, так и на сегодняшний день все люди стремятся больше всего оградить подворье своего дома. Рубеж частного пространства стабильно осуществляется по ограде кругом двора и предохраняется определенными символическими вещами. К ним причисляются, в частности, подковки, приколоченные к калитке, на дверях, воротах на везение, тигли и кринки, ветхие лапотки, те, что развешиваются на ограде, либо сетки, которые набрасываются на изгородь или плетень.

Подкова — оберег на удачу

На Руси со времен Адама подкову относили к амулету сопутствующему успеху, благополучию, а также защите. И это подтверждается многообразными легендами и поверьями. В былые эпохи, когда железо только лишь сделало первые шаги в Европу, оно являлось в такой степени дорогостоящим, что любая железная безделушка почиталась драгоценной. Однако и это было не основным для подковы, ключевой фактор состоял в том, что она ковалась кузнецом в очищающем пламени, а также то, что она по конфигурации была подобна небесному светилу и олицетворяла молодой месяц.

Обнаружить подкову на пути значилось исключительно доброй приметой. В определенных областях кроме того соблюдали конкретные действия при подобной удачной находке: поднимали подкову, плевали на нее, загадывали желание, бросали через левое плечо и шли восвояси, ни в коем случае не оглядываясь. Но этот обычай не укоренился.

Разные европейские народы имеют собственные сказания о значимости подковы, как знака фортуны и благополучия. Наиболее распространенной среди всех них англосаксонское предание о непорочном Дунстане и Лукавом. Перед Дунстаном — будущим Кентерберийским архиепископом — вдруг неожиданно предстал сам дьявол и обратился к нему с предложением подковать ему копытце. Дунстан, будучи ещё и кузнецом, дал согласие на таковую процедуру. Тем не менее, он подковал дьявола настолько прочно, что тот, ощущая невообразимую боль, просил пощаду. В обмен на волю, бес пообещал, что вовеки не зайдет во входные проемы, над которыми будет висеть подкова. По всей вероятности, описываемый христианский вариант роли подковы как охраняющей вещи, был перенят христианами у древнейших идолопоклоннических кельтов, какие предполагали, что приколоченная над дверями подковка сумеет отразить проникновение потусторонних посетителей.

В Древнем Египте и Вавилоне подкову, напоминающую новолуние, причисляли к культу богинь плодородия Исиды и Астарты.

Ей всегда приписывали какую-то магическую силу, и большинство могучих личностей собирало их. В рабочем кабинете австрийского императора Фердинанда I наличествовала крупная коллекция всяческих подковок. Нынешние верховые и наездники желают сберечь подкову лошадки, на каковой посчастливилось получить выигрыш либо заново установить высший рекорд.

Кстати, как вывешивать подкову?

Горнами кверху либо горнами книзу? А также, в какой зоне конкретно её помещать?

В современности таковой талисман применяют по-всякому:

  • — приколоченный амулет над входными дверками рожками к долу предохраняет жилище от лиха;
  • — рожками кверху — притягивает в семейный очаг удачу;
  • приколоченный на внутренней и невидимой стороне дверей сглаживает флюиду жилья, при условии, что в нем существуют геопатогенные места, нежелательные для состояния здоровья человека. Для этого же располагают сувенирные амулеты в подголовье спальных зон;
  • уложенный талисман в самую первую ночку полнолуния на подоконник концами от окна, активизирует привлечение в дом финансы и всякими приемами служить подспорьем для материального благополучия;
  • закопанный под землей около северо-западной стенки жилища, станет доставлять везение помощь и поддержку;
  • при условии, что в помещении по малопонятным причинам неудовлетворительно вырастают дары флоры, вблизи от них уложите подковку.

Плетень

В античности одним из весьма существенных оберегов, действительно, была изгородь. Вследствие того, что традиционное славянское хозяйство представлялось настоящей моделью мира, и первым препятствием на дороге недоброжелательных сил являлась именно загорода-плетень. Она служила своеобразным охранником, не допуская ко двору врагов и нечистую силу, на неё вешали различные талисманы, черепяные тигли и ветхие чуни для отпугивания зловредных сил.

В современной жизни роскошный оберег- плетень, нацепленный на стену в помещении, оберегает лоно семейства от нищеты, холодов и болезней. Помимо этого, переплетение прутиков олицетворяет прочные домашние взаимоотношения, славные всё новые и новые связи, а также глубокие дружественные связи.

Занимателен и вид материала, из какого изготавливается плетень. Редко кто знает, что именно из ивы плели «волшебную изгородь».

Вероятно, это имеет связь с поразительным свойством ракиты к восстановлению. Обрезанный ивняковый прут, всаженный в сырую землю, стабильно прорастает.

В России распускающиеся ранней весенней порой пушистые мягкие шарики вербы сделались основной символикой Вербного воскресенья, одного из центральнейших христианских торжеств, предшествующих Пасхе.


Писанку хранили в избах как оберег.

Почиталось, что она не только дает мощь всему, что пробуждается к новому: и земле, и человеку, и животным, и растениям, но и доставляет красоту, здравие, а также благополучие.

Славянская писанка — это достигнувшая вплоть до современности традиция расписывания птичьих яиц красками и пчелиным воском. Прежде, они препровождали любого человека в процессе целой его жизнедеятельности, начиная от появления на свет, вплоть до кончины, ограждая от лиха.

Яйцо для большинства народностей — признак рождения и жизни. Орнаменты, которые наносились на писанку, отнюдь не беспорядочны. Абсолютно любой содержит собственное предназначение. Рисунки писанок, цветные сочетания переходили из родословной в родословную.

Писанки не дадут сфальшивить — все они непрочны и восприимчивы к настроению мастерицы, если вдруг сядешь рисовать в замешательстве, либо недовольстве, они способны вылететь из ручек и разлететься вдребезги.

Сейчас яйца в основном, расписывают только на Пасху. Раньше же их писали в течение всего года: для пчел, чтобы в ульях было изобилие меда, для полей, чтобы был отменный урожай. Женщины, ожидающие младенцев, украшали яйца цветочками или птичками. Это был сильный оберег для ребенка. Её, разрисованную солнышками и красивыми бабочками, укладывали в колыбельки к младенцам, дарили детишкам к светлой, легкой и беззаботной жизни — с «мотылями». Ювелирно расписанная пожеланиями для молодых она считалась самым дорогим подарком на свадьбе.

Оберегающие амулеты — орнамент на одежде

Оберег-вышивка

Одеяние отъединяет каждого человека от внешней среды обитания. А какой бы то ни был способ защиты, в соответствии с верой наших с вами дальних прародителей, нужно было укрепить его через чудодейственное влияние, многократно зашифрованных в рисунках узоров, в проявлениях созданий художества. Из родословной в родословную переходили узоры вышивания либо тканья, скрашивавшие этнические предметы одежды. Все они абсолютно не являлись беспорядочными.

Разнокалиберность в орнаменте возникла только лишь в завершении ХIХ на старте ХХ столетий в местностях, в которых пребывало довольно большое воздействие мегаполиса. В старину, в эры, которые и в наше время далеко не целиком и полностью исследованы нами, крестьяне изображали явный прекрасный мир, личные взгляда о нём, собственные взаимозависимости с ним, свои суждения о нём условным живописным языком. Это были первоначальные функции кода, придуманные народами и обладавшие магическими свойствами.

Не исключено, что условные изображения защищали от лиха. Плавно эта система переходит в художественный орнамент, который кроме магической сути, получил эстетическую сущность, которая сохраняется и сейчас, и заставляет невольно восторгаться этой неописуемой загадочной красотой. Так с самой древности наши обожаемые предки отсылают нам сигналы-символы о своей жизни, о своём миросозерцании, о взаимоотношениях с силами флоры и фауны. Расшифровку данных сигналов начали исследовать практически недавно, и ещё довольно много увлекательного и необычного предстоит узнать людям грядущих поколений.

Узоры сложные по изображению, богатые яркими красками украшали этническую одежду. Вначале трудно понять их старинный тайный смысл. Умиротворенная краса геометрических фигур не отображает систему мироздания, воображаемую нашими праотцами, однако именно здесь мы видим и знаки солнца с загнутыми вычурными концами, и знаки поле типа ромба с точечкой в центре, и знаки человечков.

Существовали и всяческие орнаменты с более простыми изображениями людей, представителями растительного и животного мира, но истоки их находятся в древнейших славянских преданиях.

Обереги для женщин

Венок-оберег

Девицы с незапамятных веков приукрашивали свою особу венцами из цветочков. Дары флоры — хрупкие и недолговечные олицетворяли девичий цвет и безгрешность.

Веночек для девушек являлся символикой девичьей невинности, целомудрия, он предохранял её от «злого взгляда», от «нечистой магической силы».

В летнюю пору в венки вплетали только живые цветы: васильки, маки, ромашки, бархатцы. Весною ослепительно смотрелись солнечные венки из одуванчиков.

К венкам прикрепляли яркие ленты, цвета которых указывали на определенные символы:

  • Светло-коричневая лента олицетворяла Землю-кормилицу.
  • Жёлтая символизировала солнце.
  • Зелёная — красоту и молодость.
  • Голубая и синяя — воду и небо.
  • Оранжевая лента — хлеб.
  • Фиолетовая лента — людскую мудрость.
  • Розовую ленту вплетали к благополучию.
  • Белой лентой почитали предков.

Есть точка зрения считать, что малорусский венец с лентами, который со времен Адама считается смешанной составной деталью национального наряда, есть не что иное как поклон «светлому миролюбивому небосклону» над головой тех, кто в нем ходит. Это необыкновенный оберег от всего скверного и ожесточенного.

Веночек бросали на деревья и чердаки, опасаясь божьего гнева — молний, подкладывали непосредственно под первоначальный снопик ради приумножения последующего урожая культур, укладывали в гнезда наседкам, в колыбельки новорожденных, хоронили под одеждой от ведьм, опускали на поля и огороды. Девушки старались умываться именно водой с намокшего венка, чтобы всегда быть красивыми и здоровыми.

Нашими предками четко осознавалось, что именно их «голова» помогает понять им окружающий мир. В связи с этим широко применялись головные уборы способные защитить их от сглазов и различных козней злонамеренных людей. Имело место предание, что приколоченные на дверках веночки гарантируют всему семейству здоровье и благополучие на целый год.

Маленькие венки, как оберег, давали даже мужчинам которые шли на войну.

С идеей приготовления оберегов любви, для деторождений, для богатства и счастья в венки ввязывали лук-чеснок, ленты, зерновые колоски, лакомства, завитушки, специальные чудодейственные травки.

Очередным подтверждением того, что обереги носились в связках, стала находка, сделанная в районе города Торжка Тверской области. На бронзовой проволоке были подвешены два звериных клыка и два бронзовых оберега: зооморфное существо (рысь?), тело которого украшено циркульным орнаментом, и ложечка. С определенной долей уверенности можно утверждать, что данный набор оберегов принадлежал охотнику, так как три из них символизировали защиту от «лютого зверя», а ложечка олицетворяла сытость, успех на охоте.

(Всего 7 фото)

Комплекс достаточно точно можно датировать второй половиной 11 – первой половиной 12 в. Защитой от лютого зверя были и бронзовые клыки, так называемые «челюсти хищника» (№ 2). Они были найдены близ бывшего городища Дуна под городом Чекалиным Тульской области. Время бытования такого оберега 10–12 вв.

Оберег, означающий солнце, чистоту и гигиену, – медный гребешок, украшенный двумя конскими головками, смотрящими в разные стороны, был найден на берегу реки Десны, в 25 км севернее города Новгорода-Северского (№ 3). Место находки второго гребешка, выполненного из бронзы, не установлено (№ 4). Они характерны для 11 – первой половины 12 в.

Сохранность и неприкосновенность домашнего имущества – задача оберегов-ключей 11–12 вв. (№ 5, 6). О сакральном смысле ложечки (№ 7) уже упоминалось. Все эти предметы были найдены в Суворовском районе Тульской области.

Одним из самых распространенных оберегов 11–12 вв. являлось такое универсальное орудие, как топор. С одной стороны, топор был оружием Перуна, и украшающий обереги циркульный орнамент подтверждает их принадлежность небесному громовержцу. С другой стороны, топор был неотъемлемой частью походного вооружения. Здесь опять-таки можно проследить роль Перуна, как покровителя воинов. Топор также напрямую связан с бытовавшим в ту пору подсечным земледелием и, стало быть, с аграрной магией. Топорики воспроизводили форму реальных топоров. Такие обереги были найдены в Велижском районе Смоленской области (№ 8), на Западной Украине (№ 9, 10) и в Брянской области (№ 11).

Широко распространены литые привески, представляющие собой два круга с равноконечным крестом под ними. Разнообразие их очень велико. Привеска с одинаковыми лицевой и оборотной сторонами была найдена в Ковровском районе Владимирской области (№ 12), со спиралевидными кругами и гладкой оборотной стороной – в Ярославской области (№ 13), с кругами в виде завитков и гладкой оборотной стороной – в Рязанской области (№ 15). В найденной в Курской области привеске, выполненной из витой серебряной проволоки (№ 16), чувствуется влияние северян. Если рассматривать семантику таких привесок с позиций академика Б.А. Рыбакова, в них можно увидеть землю (крест) между двух положений солнца – на востоке и на западе (круги). В этой серии резко выделяется привеска, у которой языческие элементы замещены христианскими (№ 14). На лицевой стороне внутри креста и в круге находится углубленное изображение равноконечного креста, верхняя оконечность которого завершается двумя волютовидными завитками. На оборотной стороне внутри креста и в круге – углубленные изображения равноконечных крестов с расширяющимися лопастями. Место находки – Рязанская область.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Две наиболее значимые в историческом плане находки – трапециевидные привески 10–11 вв. со знаками Рюриковичей, обнаруженные под Смоленском (№ 17) и Минском (№ 18), – не уступают своим музейным «собратьям» (№ 19). Более поздние стилизации рюриковических символов видятся в двух идентичных монетовидных привесках, найденных в Брянской области (№ 20, 21).

Обращаясь к теме Рюриковичей, нельзя не отметить влияние, которое скандинавы оказывали в тот период на Русь. Свидетельством этому, в частности, служит ряд привесок из коллекции «Домонгола». Наиболее яркой является найденная в Черниговской области серебряная с позолотой монетовидная привеска (№ 22). Поле привески заполняют четыре ложнозерненых волютовидных завитка, край – три ложнозерненых круга. В центре и по кругу находятся пять полусфер. Композицию дополняет человеческая личина. К сожалению, верхнее крепление было утрачено еще в древности и более позднее самодельное ушко сильно испортило впечатление от композиции. Подобная привеска может быть датирована 10–11 вв. Есть и еще несколько монетовидных привесок предположительно скандинавского происхождения, найденных под Владимиром (№ 23), Киевом (№ 24) и Ржевом (№ 25).

Любопытно, что композиция из волютовидных завитков была широко популярна в славянской среде 11 – середины 12 в. Привески с узором из восьми волют во внешнем круге и трех волют во внутреннем были найдены в Новгородской (№ 26), Брянской (№ 27) и Киевской (№ 28) областях. Причем, если две первые выполнены из медных сплавов, то последняя отлита из серебра и под оглавием у нее размещается композиция из точек. Подобная привеска из оловянисто-свинцового сплава была найдена в Гочево, Курской области (№ 31). Тем же периодом датируется монетовидная привеска с узором из крупной ложной зерни по периметру и «Перуновой» розетки в центре (№ 29).

Достаточно интересной является выполненная из медного сплава монетовидная привеска (№ 30) с изображением проросшего зерна в центре, пятилепесткового цветка и пяти опыленных пестиков (по Б.А. Рыбакову). Несмотря на отсутствие прямых аналогий, ее можно датировать второй половиной 12 – первой половиной 13 в.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

К особому типу привесок относятся лунницы. Наиболее ранней является найденная на Украине широкорогая лунница из медного сплава, бытовавшая с конца 10 до первой половины 12 в. (№ 32). Широкорогая лунница с углублением в виде месяца (№ 33), но выполненная из биллона, найдена в Бориспольском районе Киевской области. Разновидностью широкорогих являются лунницы, украшенные по концам и в середине тремя выпуклыми точками (№ 34). Они получили распространение в 10–11 вв.

К другому типу лунниц – узкогорлых или круторогих – относится находка из Рязани. Отлитая из оловянистой бронзы лунница украшена трехчастным геометрическим узором в центре и двумя выпуклыми точками на лопастях (№ 35). Датируется она 12–13 вв. К тому же периоду относится медная лунница из Бориспольского района Киевской области. Поле ее украшено двумя треугольниками по краям и тремя циркульными элементами по центру (№ 36). Судя по работам Б.А. Рыбакова, декор этих лунниц носит аграрный характер.

Отдельно стоит не имеющая аналогий бронзовая прорезная трехрогая лунница из Ростовской области, орнаментированная ложной зернью (№ 37). Ее предположительная дата – 12–13 вв.
Подмосковная находка – отлитая из оловянистой бронзы замкнутая лунница с орнаментом в виде округлых углублений (семи в верхней части и одного в нижней) – датируется 13 в. (№ 38). Возможно, орнамент символизирует семь положений светила днем (по числу дней недели) и одно – ночью. Но настоящим шедевром является ее серебряная с позолотой ровесница с Украины! Нижние ветви ее украшены изображением турьих рогов, а центр заполнен растительным орнаментом, что не дает усомниться в аграрной семантике памятника (№ 39).
Безусловный интерес представляют лунницы с четырехчастной композицией, которые были распространены в 12–13 вв. Одной из разновидностей их является брянская находка. Имеющая форму круга бронзовая лунница украшена трехчастным орнаментом, ободком из ложной зерни и равносторонним крестом с ромбовидным средокрестием и концами в виде четырехчастной композиции из ложной зерни (№ 40).

Особо следует выделить круглую прорезную привеску 12–13 вв. из медного сплава, найденную в Серпуховском районе Московской области. В центре помещены изображение лунницы и четырехчастная композиция из пяти ромбов (№ 41). Вероятно, подобные привески олицетворяют собой комплексное солярно-лунарное воздействие на Землю. Ту же смысловую нагрузку, но в более упрощенном композиционном варианте несет медная привеска с Украины (№ 42).

Говоря о верованиях славян 11–13 вв., нельзя обойти вниманием привески с изображением птиц, животных, зооморфных существ. Во многих из них прослеживается связь со смежными культурами.

Не имеющая прямых аналогий монетовидная привеска из медного сплава с изображением зооморфного существа найдена на Украине (№ 43). Сюжет другой привески (две птицы) имеет аналогии только на колтах (№ 44). Ориентировочно их можно датировать 12–13 вв.

Зато сюжет бронзовой привески, найденной под Брянском, хорошо известен. Б.А. Рыбаков считает, что на ней изображен обряд «туриц». Центр привески занимает рельефное изображение головы быка с четко профилированными рогами, ушами и большими круглыми глазами. На лбу – треугольный знак, опускающийся углом книзу. Голова быка помещена в ободок из ложной зерни (№ 45). Вокруг головы схематично изображено семь женских фигурок. Данная привеска, по-видимому, связана с жертвоприношением быка Перуну и характерна для земель радимичей в 11–13 вв. Однако расселение северных радимичей в конце 11 в. на восток донесло их амулеты вплоть до Нерли, поэтому аналогичную находку из Ивановской области (№ 46) логичнее было бы отнести к 12 в.

Возможно, радимичами же был занесен заимствованный от балтов культ змеи. Ее образу издревле придавалось магическое значение. Две найденные во Владимирской области бронзовые привески, вероятно, изображают змей (№ 47, 48). Уникальной является композиция из двух змей, найденная в Ярославской области (№ 49).

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Нельзя еще раз не вспомнить о привеске, получившей в среде поисковиков название «рыська», хотя археологи называют ее «коньком». Найденный в Среднем Поочье такой бронзовый зверек, очевидно, сравнительно поздний и может быть датирован 12–13 вв., так как на нем отсутствует циркульный орнамент и отливка плохого качества (№ 50). Труднее датировать найденную в том же регионе плоскую прорезную привеску, изображающую не очень понятное существо, возможно, птицу (№ 51). По времени бытования подобных изделий ее можно датировать второй половиной 10 – началом 12 в.

Следует обратить особое внимание на большую роль курицы или петуха в магических обрядах славян, с чем связано большое количество привесок 12 – первой половины 13 в. в виде этих птиц. Умиляет найденная рядом пара этих птиц: плоский одноглавый прорезной медный петушок (№ 52) с узором из ложной скани, петлей на спинке и четырьмя петлями для привесок и такая же, только без гребешка, курочка (№ 53). Интересно, что снизу к курочкам и петушкам зачастую подвешивались на звеньях утиные лапки, в чем явно прослеживается влияние финно-угорской традиции. Оконтуренный ложной сканью плоский двуглавый прорезной петушок из оловянистой бронзы с растительным узором на тулове и пятью петлями для привесок имеет утраты – не сохранились вторая голова и петля на спинке (№ 54). Несмотря на отсутствие аналогий в печатных изданиях, подобные привески можно разыскать в Интернете. Место находки – Клинский район Московской области. Почти нет опубликованных аналогий и у двух реалистично выполненных бронзовых плоскорельефных петушков с ушком для подвешивания. Один из них найден в Ивановской области (№ 55), другой – в северо-западных районах России (№ 56).

Наряду с плоскими встречаются и полые привески «семейства куриных». Все они изготовлены в 11–12 вв., но, несмотря на общую схожесть, практически каждый экземпляр индивидуален. Интересен бронзовый полый петушок с туловом, орнаментированным округлыми вмятинами и валиком по нижнему краю, украшенной гребешком головкой и двумя петлями вдоль тулова (№ 57). Гораздо проще выглядят найденные в Рязанской (№ 58) и Вологодской (№ 59) областях полые петушки с гладким туловом, головкой с гребнем и двумя петлями вдоль тулова.

С 12 до конца 14 в. бытуют полые зооморфные привески, в облике которых видны черты коня, чей культ был распространен и у славян. Очень симпатичны два (один из Ярославской (№ 60), другой – из Владимирской (№ 61) областей) полых конька, одноглавых, с уплощенной по вертикали клювовидной мордочкой и ушками в виде двух колечек, расположенных вдоль оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией, заключенной между двух ободков. Хвост в виде двух колечек. По обеим сторонам тулова имеется по паре колечек для крепления привесок.

Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков

Две находки из Новгородской области отличаются друг от друга. Первая, полый двухголовый конек, имеет широкую цилиндрическую мордочку (№ 62). Грива передана плоской полоской. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией между двух ободков, внизу имеются колечки (по три по обеим сторонам тулова) для крепления привесок. Вторая – двухголовый конек (№ 63) с уплощенной по вертикали мордочкой и ушками в виде двух колечек поперек оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией. По обеим сторонам тулова по три колечка, и еще одно под хвостом для крепления привесок.

Таким образом, за сравнительно короткий срок удалось собрать и описать немало памятников космогонических и представлений древних славян, причем некоторые из них уникальны. Надеюсь, что знакомство с материалами сайта вызовет интерес не только у поисковиков, археологов, краеведов и историков, но и у всех, кому интересны и дороги быт, культура и верования наших предков.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Культура Древней Руси очень интересна и познавательна. Каждому из нас просто необходимо знать о том, как жили и во что верили наши предки. Особое место в вышесказанной культуре занимали обереги – различные предметы, которые защищали владельца от бед и дурного глаза. Обереги были разнотипными, не обязательно сложными в изготовлении. Таким предметом считались бытовые вещи, специально изготовленные амулеты, трофеи. Обереги производились из глины, металла, древесины и прочих материалов, которые в те времена являлись доступными. Сильнейшим оберегом считалась вышивка, а также роспись, которую можно было встретить на посуде и прочих бытовых предметах.

Языческую культуру постепенно сменило христианство. Несмотря на это, древние русичи продолжали верить в своих богов и хранить в домах старые обереги. Некоторые из них дошли до наших дней и практически не утратили своего значения. Каждый предмет в Древней Руси имел свое сакральное значение, мог защитить человека от определенной напасти. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные и популярные древнерусские обереги, которые доступны современному человеку. Более того, с некоторыми из них мы сталкиваемся в повседневной жизни, а другие – можем самостоятельно изготовить, при желании.

Солнечные круги

Самыми распространенными древнерусскими оберегами считались те, которые охраняли жилище. Дом для древнего русича являлся святым местом, которое он старался защитить от нечистой силы и беды. Обереги располагали непосредственно в доме, под порогом, в дверном проеме, во дворе. К слову, домашняя расписная утварь служила не для красоты, а тоже для защиты. Кроме этого, чтобы защитить свой дом, его фасады украшали резьбой, которую чаще всего наносили на ставни, оконные и дверные проемы.

Самые древнейшие защитные узоры символизировали три стихии: Землю, Воду и Огонь. Знаком первой стихии являлся ромб, разделенный на 4 равные части, в центре которых имелись точки. Воду изображали в виде волнистых линий. Символом огня являлся косой крест.

Вышеописанную символику русичи располагали в тех местах, через которые в избу могла пробраться нечисть – вокруг окон, дверей, на печи и на дымоходе. Часто на таких проходах рисовали символ солнца, которым являлась 6-лучевая либо 8-лучевая звезда, заключенная в круг. На фасаде вышеописанный символ часто изображали в трех положениях: утреннем, полуденном и вечернем. Рядом с солнечными символами размещали символику грома, которая должна была защитить дом от удара молний. Громовым символом являлся круг, разделенный на 6 равномерных секторов. Также коллекцию защитных знаков дополнял символ Рарога – кресс, заключенный в круг, который обозначал гармонию огня: небесного и земного.

Как использовалась подкова?

С подковой русичи связывали образ лошади – магического и священного для них животного. Считалось, что конь (животное, фигурка либо узор) отображает небесную колесницу, которой управляет Дажьбог. Небесная колесница, в свою очередь, символизировала солнце.

Резными лошадьми и фигурками лошадей украшали часто детские качели. Считалось, что если ребенок играет на таких качелях, его в будущем ожидает удачный брак и счастливая жизнь. Особенно это касалось девочек, которым предстояло стать женами и хранительницами своего дома. Совместное качание на качелях девушки и парня считалось благословением их союза. Такой ритуал приносил им счастье и взаимопонимание.

Еще, чтобы привлечь счастье в семью, на заборе в Древней Руси принято было развешивать старые горшки и плетенные изношенные лапти. Подковы, в свою очередь, содержали преимущественно на воротах. Их считали мощнейшим талисманом, символизирующим месяц (Луну). Силы подкове придавал священный огонь, с помощью которого она была изготовлена.

Подкову иногда клали в дымоход, чтобы та мешала нечисти пробираться в дом через него. Считалось, что если данный талисман прикрепить к кровати или положить под нее, то человеку, который будет на ней спать, не будут сниться кошмарные сны.

До нынешних дней дожил обычай вешать подкову над дверью, но мы – современные люди делаем это неправильно. Подкову необходимо размещать «рожками» вверх. В обратном случае, она не сможет удерживать счастье, будет его «проливать».

Домашние обереги в Древней Руси

В домашнем интерьере защитной символикой покрывались практически все предметы. Особенно это касалось печи, кухонной утвари, рабочего инструмента, кровати. Двери имели особое значение – они служили порталом между реальными мирами: внутренним и внешним. Возле порога двери укладывались пучки крапивы, на косяке вырезались символы, в щели на косяке либо пороге втыкались обломки косы или ножа. В самые древние времена под порог дома закапывали прах предков, которые после смерти оберегали остальных домочадцев. До наших дней дожило правило, что через порог дома нельзя выметать мусор, так как это прогонит защитников дома. Кроме этого, русичи считали, что через порог нельзя ничего передавать, а также разговаривать с человеком. Гостей всегда встречали за порогом, а потом впускали в дом впереди себя.

Печь являлась основным домашним предметом. Существует даже мнение, что дома возводились вокруг печи, что логично, так как она отапливала помещения, служила для приготовления пищи, имела особое сакральное значение. Печь расписывали особым орнаментом, в котором присутствовала символика бога Сварога – квадрат (символ семейного очага), перекрещенные веретена (символы огня) и многое другое. Печь всегда содержали в чистоте, рядом с ней старались не ссориться и не обижать окружающих.

Когда в печи готовили хлеб, в дом не пускали посторонних, так как считалось, что это привлекает беду. Убирать домашние помещения нужно было от дверей к печи. Разогретую печь нельзя было бросать без содержимого – в нее всегда укладывались дрова для просушки, а также вода, чтобы она подогревалась.

Рядом с печью располагали особые предметы, которыми старались задобрить домового. Такими предметами являлись: веник, лапоть и хлебная лопата. Тогда домовой понимал, что в доме всегда будет чисто, сытно и богато.

По диагонали от вышеописанного предмета интерьера размещали покутье – «красный угол», в котором до прихода христианства хранили колосков. Ежегодно зерна из них добавляли в пшеницу, которой по весне засевали поле. Считалось, что изголовья всех кроватей в доме должны направляться к «красному углу».

Древнерусская вышивка

Вышивкой украшали не только одежду, но и постельное белье, декоративный домашний текстиль, полотенца, скатерти и различную обрядовую атрибутику. Главным предназначением вышивки являлась защита от порчи и зла. Создавая столь сложный и одновременно прекрасный оберег, мастерицы соблюдали определенные правила. К примеру, на обратной стороне вышивки не должно было оставаться узелков. Если они присутствовали, то рукоделие не приобретало магическую силу.

Вышивку как оберег никогда не делали для себя. Чтобы она действительно обладала защитными магическими свойствами, ее должен был изготовить близкий человек (чаще всего мать или жена), который искренне желает счастья. Чаще всего, древнерусские мастерицы вышивали различную символику солнца. Кроме этого, в вышивке присутствовала символика дерева – елочки (символ жизни и долголетия), звездочки (символ разума), цветы (символ молодости и красоты), круги и квадраты (символ плодородия).

Узор вышивки не должен был обрываться. В обратном случае, он не сможет защитить от нечистой силы. Одно изделие не могло защитить сразу от всех бед. Каждая вышивка имела свое значение и обладала своей силой. Обрядовые полотенца в Древней Руси имели особое значение. Узоры на них должны были отображать особые семейные события. К примеру, новорожденного повитуха укладывала на новое вышитое матерью полотенце, которое оберегало его от сглаза. На погребальных полотенцах принято было изображать символы потери: ромб (такой же, как и символ земли, только пустой).

Предметы каждодневного пользования расшивали особой защитной символикой, преимущественно красными петухами. В народе считалось, что голос петуха отгоняет бесов. Чтобы вышивка приобрела максимальную силу, изготовить ее следовало за сутки. Простой орнамент, например, того же петуха, реально выполнить за день. Зачастую вышивку-оберег изготавливали красными нитками. Кроме красного, использовались похожие цвета: кирпичный, буряковый, алый, маковый, смородиновый.

Глиняный колокольчик и старый ключ

Часто на стену избы вешали старый ключ, так как считали, что он «запирал» дом от злой силы. Кроме этого, ключ считался символом достатка и безбедной жизни, так как он якобы закрывал богатство владельца. Одним из самых древнейших славянских оберегов являлся колокольчик. Его необходимо было изготовить из глины собственноручно. По поверьям, его звон мог отпугнуть от дома любую напасть и нечисть.

В Древней Руси нереально было найти избу, в которой не имелось вышеописанных оберегов. Все они просты, благодаря чему доступны даже современному человеку. Изготовить их в домашних условиях несложно, главное, чтобы имелось желание.

Обереги на Руси существовали издавна, самые древние из них имеют историю, насчитывающую тысячелетия. Популярность оберегов была очень высока ― практически в каждом доме имелся оберег. На Руси придавали большое значение магическим возможностям разных предметов ― и самостоятельно изготовленных, и природных образований. Славяне имели единение с природой, почти утраченное в наше время. Они умели получать от природы силы и энергию, общаться с животными и Богами.

Древние верили, что сакральные символы подарены человечеству высшими сущностями, и каждый символ заключает в себе божественное знание о мироздании. Причём каждый из символов имеет своё значение, своё знание и свой магический потенциал.

Русские обереги и талисманы и их значение

В нательном крестике заключены мощные защитные силы

Обереги и талисманы были неотъемлемой частью культуры и жизни славян. Многие из них дошли до настоящего времени. Например, нательный крестик ― один из древнейших славянских оберегов, хотя многие об этом даже не догадываются.

Обереги древней Руси условно можно разделить на словесные, предметные и символические.

К предметным оберегам относятся различные вещицы и предметы, выполненные самостоятельно, купленные или просто найденные. Причем стоит отметить, что предметы, изготовленные своими руками, имели больший потенциал и значение, нежели купленные.

Словесные обереги и заговоры имеют важное значение для русского человека

Символические русские обереги ― это изображения, которые могут отображать предметы реального мира, в том числе Богов и животных, или содержать сакральный рисунок. Молитвы и заговоры ― это .

Обереги и талисманы могут быть универсальными, то есть защищать от любого негатива, а могут быть с одним конкретным свойством, например, защищать от различных заболеваний.

Как выбирать русский оберег

Прежде чем изготавливать или покупать оберег, нужно чётко представлять, какую именно защиту или помощь вы хотели бы получить в жизни. Возможно, вы не в силах разрешить самостоятельно проблемную ситуацию, или у вас есть серьёзные проблемы со здоровьем или вы просто смутно ощущаете некую угрозу из окружающего мира. Мотивы могут быть самыми разными, вам нужно определить самый важный для вас.

Ваши внутренние чувства подскажут вам в выборе оберега

Вы можете выбрать для себя подходящий оберег, ознакомившись с его значением и свойствами. Или, если у вас хорошо развита интуиция, вы просто почувствуете, что именно этот конкретный оберег ― ваш, тогда не сомневайтесь и покупайте или делайте его.

Материал для оберега вы можете выбирать любой. Это могут быть стекло, дерево, ткань, камень и другие. Условие только одно ― у вас не должно возникать негативного чувства по отношению к самому материалу, а также материал должен гармонировать с характером того человека, для кого вы собираетесь изготовить оберег.

Домашние обереги

Все обереги, выполненные своими руками, изготавливаются всегда только из натуральных материалов

В домах наших предков всегда присутствовал оберег, и зачастую не один. Обережные предметы были самыми различными ― подушечки с высушенными травами, и многие другие. Объединяло их одно ― все они должны были быть выполнены из натуральных материалов. Природные материалы сами по себе отличные защитники от хворей, проблем и магических нападений.

Особое значение славяне придавали полыни. Ею наполняли подушечки и куколки или просто располагали полынный веничек возле входа. Тёмные силы боятся полыни, и люди с нечистыми помыслами почувствуют некую преграду и не войдут в ваш дом.

Полынь издавна наделялась мистическими свойствами и часто применялась в различных обрядах

Сегодня полынь не утратила своей магической силы и значения. Вы можете добавить небольшой пучок полыни в свою прихожую в виде декоративного элемента, и эта травка защитит ваш дом от непрошеных гостей, а также зависти, сглаза или порчи. Маленькая куколка с полынью внутри надёжно защитит вас в дороге.

Ещё один известный каждому русскому человеку оберег ― это . У подковы несколько защитных свойств, проявление конкретного свойства зависит от того, как вы расположите подкову. Чтобы привлечь удачу подкову располагали концами вверх, а для защиты дома от тёмных сил и лживых людей ― концами вниз. Размещали подкову чаще всего у входа в дом. Если подкову декорировать полынными веточками, то её сила увеличится.

Немалой известностью сегодня обладает и такой оберег, как колокольчик. Обычно его изготавливали своими руками и тоже размещали около входа или просто на входной двери. Колокольчик символизирует благополучие, а его звон благотворно влияет на энергетику в доме и выгоняет зло.

Русские обереги для детей

Магические предметы сопровождали русских людей в течение всей их жизни. А матери иногда готовили ещё до рождения ребёнка. В основном такими оберегами служили сшитые самостоятельно куколки. Куклу клали в кроватку, она оберегала малыша от сглаза и одновременно согревала его.

Обычай надевать ребёнку крестик зародился задолго до крещения Руси

Новорождённый малыш сразу получал ещё один свой личный оберег ― крестик. Крестик одевали ребёнку, чтобы при нём всегда был защищающий предмет. Интересно отметить, что с. Славяне считали, что крест обладает магической силой, не меньшей, чем у солярных символов.

Издавна считалось, что маленькие дети особо подвержены воздействию тёмных сил, и, конечно, ребёнка старались максимально защитить. Одной из защит служили куколки-пеленашки. Их делали до рождения, а с первых дней жизни пеленашки непрерывно были рядом с ребёнком на протяжении нескольких месяцев. Затем их убирали и вновь использовали только тогда, когда ребёнок заболевал. Куколки-пеленашки защищали малыша от любого зла.

После семи лет ребёнок получал другие обереги. Мальчикам в карман клали какую-нибудь маленькую заострую вещицу, а девочкам прикалывали булавку с изнаночной стороны платья.

Обереги для молодожёнов

Для древних славян семья была самой главной жизненной ценностью. Связь между супругами, а также кровное родство почиталось как нечто незыблемое. Существовали талисманы и обереги, которые преподносились в качестве свадебного подарка, основное значение этих предметов заключалось в защите нового брака от ссор и неблагополучия.

Одним из свадебных обычаев был подарок молодожёнам - кукла-оберег Неразлучники

Мать невесты обычно заранее готовила традиционный подарок-талисман ― . У этих двух куколок была одна общая рука, символизировавшая совместную жизнь в счастье и благополучии. Куколки-неразлучницы вручались жениху и невесте в самом начале свадебной церемонии, а затем размещались в доме молодожёнов в качестве талисмана.

Ещё одним свадебным подарком-оберегом служила иголка без ушка. Невесте такие иглы прикрепляли к подолу свадебного платья, а жениху ― на пояс. Носить иглы требовалось в течение сорока дней, считалось, что именно в этот период новая семья наиболее подвержена зависти и тёмным нападкам.

Наши древние предки славяне в течение многих столетий использовали разнообразные обереги и талисманы, наделенные светлой природной магией. Такие вещицы можно было встретить в каждом доме, в каждой семье на Руси. Их форма, внешний вид могли рассказать не только об истории рода, но и о цели использования. Каждый такой магический сегмент нес в себе уникальное сакральное значение. В то время их изготавливали только своими руками, в связи с чем существенно увеличивался внутренний потенциал оберегов. Именно поэтому мы решили рассказать про эти артефакты и про то, какой смысл в себе несет каждый магический русский оберег.

Древнерусские обереги и прочие подобные вещицы были тесно связаны с природой и черпали свои силы из всего окружающего. Артефакты, наполненные магией, стали неотъемлемой частью жизни наших предков, так как они были способны не только ограждать своих владельцев, защищать их, но и притягивать к ним всевозможные блага.

В былые века русские обереги, значение которых формировалось под воздействием окружающей природы и происходящих в ней явлений, сопровождали славян в течение всей их жизни. В наши дни они не так распространены, хотя популярность к подобным народным вещицам растет с каждым днем. Осознавая мощь Вселенной, и улавливая связь магических элементов с последующими событиями, люди стремятся использовать такую возможность, чтобы менять свою жизнь к лучшему.

Обращаясь к наследию наших предков, каждый желающий сможет подобрать себе наиболее подходящий магический предмет. Тем более, что ассортимент таких предметов очень разнообразен. Будь то мотаные обереговые куклы или талисманы-украшения, кулоны в виде самоцветов или символика в нашивке, все эти древнерусские артефакты обладали определенными способностями и поэтому подразделялись на несколько групп:

  • Вещественные обереги. Эти вещицы представляли собой различные созданные своими руками изделия. В большинстве случаев такие поделки изготавливались с определенной целью, несли определенное значение и могли воздействовать на разные сферы деятельности человека.
  • Символические. Эта группа оберегов объединяет все народные знаки, элементы, узоры и символы, в которых наши предки выражали связь с Божествами, а также покровителями земного мира.
  • Словесные – заговоры, заклинания, молитвы. Название этой группы говорит само за себя, ведь относящиеся к ней обереги представляют раздел светлой словесной магии, где сила заключена в произносимых словах.

Многие из этих артефактов считаются уникальными оберегами. То есть, их можно применять в различных ситуациях (для защиты от зла и сглаза, для исцеления или привлечения благ).

В то же время существуют и индивидуальные обереги, которые создают своими руками для конкретных задач (обереговые куклы, символика в нашивке, руны). Их значение и потенциал более глубокие, так как при создании таких магических помощников в них вкладывается больше энергетики мастера.

Как правильно подобрать магический предмет?

В первую очередь, решившись стать обладателем магического оберега, стоит определиться со своими пожеланиями. Отчетливо осознавая, для чего вам понадобился оберег, нужно сопоставить его значение своим пожеланиям.

Как говорилось ранее, самыми сильными считаются обереги (куклы, украшения, венички), сделанные своими руками. Создавать их совсем несложно, если предварительно окунуться в историю наших предков и ознакомиться с правилами изготовления подобных поделок. Также можно получить оберег в дар от близкого человека. Но в этом случае преподносящий подарок человек должен искренне желать только самого лучшего для вас, чтобы магический помощник стал действительно полезной вещицей.

Самым простым способом стать владельцем оберега является его приобретение. Сейчас множество старинных артефактов имеются в продаже в эзотерических магазинчиках и сувенирных лавках. Среди них можно найти и древнерусские народные предметы. Изучая прилавок с подобными вещицами, обращать внимание следует на те, которые будут соответствовать вашим нуждам и пожеланиям. Магический артефакт должен притягивать взгляд, вызывать желание взять его в руки, а при непосредственном контакте побуждать приятные ощущения.

Купить оберег легче всего. Однако стоит помнить и о свойствах таких предметов, которые существенно уступают изготовленным своими руками. Поэтому, желая вызвать в своей жизни перемены к лучшему, выделите время, чтобы самому сделать мощный магический оберег.

Обереговые вещицы для дома

На Руси самыми распространенными оберегами, используемыми для защиты дома и привлечения в него всевозможных благ, были:

  • мотанные из ткани и нитей куклы;
  • миниатюрные символические венички;
  • подковы и колокольчики;
  • подушечки с травяными сборами.

В каждом доме можно было встретить оберег, который изготавливали из даров природы. Природная магия, которой были пропитаны такие материалы, обеспечивала высокую эффективность поделки. В процессе изготовления таких вещиц использовали и солому, и лен, и разные травяные сборы.

В современном мире подобные магические помощники также нашли свое применение. Все также в домах встречаются сувенирные небольшие венички, травяные мешочки и тряпичные куклы. Создавая их, люди надеются оградиться от зла и привлечь к себе достаток, благополучие. Многие из них обращаются именно к древнерусским символам и артефактам, так как все легенды и поверья указывают на их уникальные свойства и глубокое сакральное значение.

Образ мифического существа

Еще одной разновидностью домашних оберегов считаются обереги Домовые. Обычай изготавливать своими руками подобные поделки появился очень давно, и связан он с самим мифическим героем, проживающим, по мнению наших предков, в каждом доме. Этому существу преподносили разные вкусности и, в первую очередь, молоко. Делали это с той целью, чтобы задобрить домашний дух. Если Домовой был обижен, он мог изрядно покапризничать, пряча хозяйские вещи.

Как и остальные русские обереги, домашний амулет Домовой обладал большей силой, если его создавали своими руками будущие владельцы. В процессе изготовления не использовались режущие инструменты и острые предметы, зато должны были обязательно присутствовать натуральные компоненты. Так, например, традиционные народные обереги Домовые изготавливали своими руками из:

  • соломы
  • соленого теста;
  • натуральных тканей.

В современном мире такие древнерусские поделки также присутствуют. Но сейчас они больше воспринимаются не так, как магические предметы. Их дарят родным и близким в качестве оригинального сувенира. Такими изделиями заполнены прилавки магазинчиков, поэтому проблем с приобретением подобной вещички не возникнет. Однако, если вы действительно хотите получить действенный оберег для себя, своих близких или жилища, рекомендуется выполнять его, как и другие поделки (куклы, талисманы, веники), собственноручно.

Обереговые талисманы для малышей

Особое внимание на Руси уделялось защите детей. Обереги для малышей, новорожденных крох и деток постарше внешне могли выглядеть по-разному, но все они были направлены на единое действие – оградить от всевозможных напастей свое чадо.

Как и остальные древнерусские артефакты, обереги для детей несут мощное сакральное значение. Они способны создавать вокруг младенца энергетический щит, ограждающий его от негатива. К свойствам такого щита также можно отнести защиту малыша от сглаза, порчи, завистливых слов и даже некоторых болезней.

В большинстве случаев обереги для деток на Руси выполнялись своими руками, кроме тех, которые были дарованы природой или были найдены. К подобным изделиям можно отнести:

  • природные камни, подобранные по дате рождения ребенка;
  • травы;
  • мешочки с плодами, злаковыми.

Из собственноручно создаваемых детских талисманов популярными были:

  • тряпичные куклы, сопровождающие малыша с первых дней жизни;
  • одежды с вышивкой, символы в которой несли конкретное значение в зависимости от пожеланий матери;
  • крестик;
  • булавки.

Все эти предметы делались собственноручно матерью. Вынашивая малыша, она могла заблаговременно сделать для него защиту в виде той же мотаной куклы.

По окончании изготовления оберег клали в кроватку, чтобы с первых дней появления на свет крохи он мог защитить беззащитного новорожденного от темных сил и злых духов. В дальнейшем, когда малыш подрастал, он мог ею играться.

Еще одним распространенным оберегом, пришедшим к нам со времен Древней Руси, считается повязанная на запястье ниточка красного цвета. Ее вешали на ручку малышу с той же целью, что и использовали куклу. Такой способ очень прост, но, тем не менее, очень эффективен. Главное – использовать нить натурального происхождения и только красного цвета.