Русско-половецкие войны. Древняя русь и кочевники

Половцы остались в истории Руси злейшими врагами Владимира Мономаха и жестокими наемниками времен междоусобных войн. Племена, поклонявшиеся небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

«Куманы»

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись.

С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами.

Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана, где получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон.

Если все народности изначально представляли единый народ – кипчаков, то как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен? В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах.

На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь павших в битве воинов, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук Юрия Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как, например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь, распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцам грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха

Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые, правда, при нем активно переписывались, рассказывают о Владимире Мономахе, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории.

В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем оборонявшийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения.

Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

На страже мертвых и живых

Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя "половецких каменных баб", которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов.

Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.
«Половецкие бабы» - далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры, таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев, а спустя пару тысяч лет после них – скифы.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола.

Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:

«И пред идолом гнётся кипчаков спина. Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».

Уход печенегов из Северного Причерноморья вызвал пустоту, которую рано или поздно кто-то должен был заполнить. Новыми хозяевами степей со второй половины XI века становятся половцы. С этого времени разворачивается титаническая

русско-половецкая борьба

, которая велась на широчайшем фронте от до предгорий Карпат. Небывалая по своим масштабам, она растянулась на полтора столетия и оказала существенное влияние на судьбы Древнерусского государства.

Как и печенеги, половцы не ставили задач захвата русских территорий, а ограничивались грабежами и уводом в полон. Да и соотношение населения Древней Руси и степных кочевников было далеко не в пользу последних: по различным подсчетам на территории Древнерусского государства проживало примерно 5,5 млн. человек, половцев же насчитывалось несколько сот тысяч.

Борьбу с половцами русским пришлось вести уже в новых исторических условиях крушения единого государства. Теперь в войне с кочевниками обычно участвовали дружины отдельных княжеств. Бояре были свободны в выборе места службы и могли в любой момент перейти к другому князю. Поэтому их войска не отличались особой надежностью. Отсутствовало единство командования и вооружения. Таким образом, военные удачи половцев были напрямую связаны с внутриполитическими изменениями в Древнерусском государстве. За полтора столетия кочевники совершили порядка 50 крупных набегов на русские земли. Иногда половцы становились союзниками князей, ведущих междоусобную борьбу.

Русско-половецкие войны

можно условно разделить на три этапа. Первый охватывает вторую половину XI века, второй связан с деятельностью князя , третий приходится на вторую половину XII - начало XIII века.

Войны с половцами, первый этап (вторая половина XI века)

Первое нападение половцев на русскую землю датируется 1061 годом, когда они разбили войско переяславского князя Всеволода Ярославича. Спустя семь лет был совершен новый набег. Навстречу ему выступили совместные силы великого князя Киевского Изяслава и его братьев Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского.

Сражение на реке Альта (1068 год) . Противники встретились в сентябре на берегах реки Альты. Битва происходила ночью. Половцы оказались удачливей и разгромили русских, которые бежали с поля боя. Следствием этого поражения стал мятеж в Киеве, в результате которого Изяслав бежал в Польшу. Нашествие половцев было остановлено князем Святославом, который с небольшой дружиной смело атаковал под Сновском многочисленное войско кочевников и одержал над ними решительную победу. До 90-х годов XI века летописи умалчивают о крупных набегах, но "малая война" периодически продолжалась.

Битва на Стугне (1093 год) . Особенно усилился натиск половцев в 90-е годы XI столетия. В 1092 году кочевники захватили три города: Песочен, Переволока и Прилук, а также разорили множество сел по обеим сторонам Днепра. В набегах 90-х годов прославились половецкие ханы Боняк и Тугоркан. В 1093 году половецкие войска осадили город Торческ. Навстречу им выступил великий князь Киевский Святополк Изяславович с дружиной из 800 воинов. По пути он соединился с войсками князей Ростислава и Владимира Всеволодовичей. Но соединив силы, князья не смогли выработать совместной тактики. Святополк самоуверенно рвался в бой. Остальные, ссылаясь на недостаток сил, предлагали вступить с половцами в переговоры. В конце концов, запальчивый Святополк, желая победы, склонил большинство на свою сторону. 24 мая русское войско перешло реку Стугну и было атаковано превосходящими силами половцев. Не выдержав удара, россияне бежали к реке. В бурных от дождей водах многие погибли (в том числе и переяславский князь Ростислав Всеволодович). После этой победы половцы захватили Торческ. Чтобы остановить их нашествие, великий князь Киевский Святополк был вынужден заплатить им дань и жениться на дочери половецкого хана Тугоркана.

Трубежское сражение (1096 год) . Женитьба Святополка на половецкой княжне ненадолго умерила аппетиты ее родни, и спустя два года после битвы на Стугне набеги возобновляются с новой силой. Причем на сей раз южным князьям вообще не удалось договориться о совместных действиях, поскольку черниговский князь Олег Святославич уклонился от борьбы и предпочел заключить с половцами не только мир, но и союз. С помощью половцев он выгнал из Чернигова в Переяславль князя , которому летом 1095 года пришлось в одиночку отражать набеги кочевников. На следующий год и Святополк Изяславович выгнали из Чернигова Олега и осадили его войско в Стародубе. Этой распрей тут же воспользовались половцы, которые двинулись на Русь по обеим сторонам Днепра. Боняк появился в окрестностях Киева, а князья Куря и Тугоркан осадили Переяславль.

Тогда Владимир и Святополк, быстро двинулись на защиту своих пределов. Не застав Боняка у Киева, они переправились через Днепр и неожиданно для половцев появились под Переяславлем. 19 июля 1096 года русские стремительно перешли вброд речку Трубеж и атаковали войско Тугоркана. Не успев построиться для боя, оно потерпело сокрушительное поражение. Во время преследования многие половецкие воины были перебиты, в том числе погиб и хан Тугоркан (тесть Святополка) вместе с сыном и другими знатными военачальниками.

Тем временем Боняк, узнав об уходе князей за Днепр, чуть было не захватил неожиданным набегом Киев. Половцы разграбили и сожгли Печерский монастырь. Однако узнав о приближении полков Святополка и Владимира, половецкий хан быстро ушел со своим войском в степи. После успешного отражения этого набега на службу к русским начинают переходить торки и другие пограничные степные племена. Победа на берегах Трубежа имела большое значение в восхождении полководческой звезды , который становится признанным лидером в борьбе с половецкой опасностью.

Войны с половцами, второй этап (вторая половина XII века)

Внешняя угроза позволила на время затормозить процесс распада государственного единства. В 1103 году убедил Святополка организовать крупномасштабный поход против кочевников. С этого времени начинается наступательный этап борьбы с половцами, вдохновителем которой становится . Поход 1103 год был крупнейшей военной операцией против половцев. В нем участвовали вооруженные силы семи князей. Объединенные войска на ладьях и пешим порядком достигли днепровских порогов и повернули оттуда в глубь степей, к местечку Сутень, где находилась одна из крупных группировок кочевников во главе с ханом Урусобой. Решено было выступить ранней весной, пока половецкие кони не успели набраться сил после долгой зимовки. Русские уничтожили передовые дозоры половцев, что позволило обеспечить внезапность нападения.

Битва у Сутени (1103 год) . Сражение русских с половцами произошло 4 апреля 1103 года. В начале сражения русские окружили половецкий авангард, возглавляемый богатырем Алтунопой, и полностью уничтожили его. Затем, ободренные успехом, они обрушились на главные половецкие силы и нанесли им полное поражение. По словам летописи, никогда еще русские не одерживали столь знаменитой победы над половцами. В битве была уничтожена практически вся половецкая верхушка - Урусоба и девятнадцать других ханов. Было освобождено много русских пленных. Эта победа положила начало наступательным действиям русских против половцев.

Сражение у Лубена (1107 год) . Спустя три года половцы, оправившись от удара, совершили новый набег. Они захватили много добычи и пленных, но на обратном пути были настигнуты за рекою Сулой дружинами Святополка и разгромлены. В мае 1107 года в пределы Переяславского княжества вторгся хан Боняк. Он захватил табуны лошадей и осадил город Лубен. Навстречу захватчикам выступила княжеская коалиция во главе с князьями Святополком и Владимиром Мономахом.

12 августа они перешли реку Сулу и решительно атаковали половцев. Те не ожидали столь стремительного натиска и бежали с поля боя, бросив свой обоз. Русские преследовали их до самой реки Хорол и захватили много пленных. Несмотря на победу, князья не стремились продолжать войну, а пытались установить мирные отношения с кочевниками. Об этом, в частности, свидетельствовал тот факт, что после битвы при Лубене русские князья Олег и женили своих сыновей на половецких княжнах.

Битва на Салнице (1111 год) . Однако надежды, что родственные узы укрепят русско-половецкие связи и принесут мир с кочевниками, не оправдались. Уже через два года военные действия возобновились. Тогда Мономах вновь убедил князей объединиться для совместных действий. Он вновь предложил характерный для его полководческой стратегии план наступательных действий и переноса войны в глубь половецких степей. Мономах сумел добиться согласованности действий от князей и в 1111 году организовал поход, ставший вершиной его полководческих успехов.

Русское войско выступило еще по снегу. Пехота, которой придавал особое значение, ехала на санях. После четырех недель похода войско Мономаха достигло реки Донец. Никогда еще со времен Святослава русские не заходили так далеко в степи. Были взяты два крупнейших половецких опорных пункта - города Сугров и Шарукань. Освободив там много пленных и захватив богатую добычу, войско Мономаха двинулось в обратный путь. Однако половцы не желали выпускать русских живыми из своих владений. 24 марта половецкая конница преградила путь русскому войску. После короткого боя она была отброшена.
Через два дня половцы вновь повторили попытку.

Решающая битва произошла 26 марта на берегах реки Салница. Исход этого кровопролитного и отчаянного, по свидетельству летописи, сражения решил своевременный удар полков под командованием князей Владимира и Давыда. Половцы потерпели сокрушительное поражение. Согласно легенде, русским воинам помогали разить неприятелей небесные ангелы. Битва на Салнице стала крупнейшей победой русских над половцами. Она способствовала росту популярности - главного героя похода, весть о котором дошла "даже до Рима".

После смерти великого князя Киевского Святополка в 1113 году половецкие ханы Аепа и Боняк совершили крупный набег в надежде на внутренние смуты. Половецкое войско осадило крепость Вырь. Но узнав о подходе русских дружин, оно спешно отступило, не приняв боя. Видимо, сказался фактор морального превосходства русских воинов.

В 1113 году киевский престол занял . В период его княжения (1113-1125 гг.) борьба с половцами велась исключительно на их территории. В 1116 году русские князья под командованием сына Ярополка (активного участника прежних походов) двинулись вглубь донских степей, вновь овладели Шаруканью, Сугровым. Взят был и еще один центр половцев - городок Балин. После этого похода половецкому господству в степях пришел конец. Когда в 1120 году Ярополк предпринял еще один "профилактический" поход, степи были пусты. Половцы к тому времени уже откочевали на Северный Кавказ, подальше от русских границ. Северное Причерноморье очистилось от агрессивных кочевников, и русские земледельцы могли спокойно собирать урожай. Это был период возрождения государственного могущества, принесшего мир и покой землям Древней Руси .

Войны с половцами, третий этап (вторая половина XII - начало XIII века)

После кончины в донские степи из Грузии осмелился вернуться хан Атрак. Но половецкий набег на южные русские границы был отражен князем Ярополком. Однако вскоре потомки Мономаха были отстранены от власти в Киеве Всеволодом Ольговичем - потомком другого внука Ярослава Мудрого - Олега Святославовича. Этот князь заключил союз с половцами и использовал их в качестве военной силы в своих походах против галицких князей и Польши. После смерти Всеволода в 1146 году разгорелась борьба за киевский престол между князьями Изяславом Мстиславовичем и Юрием Долгоруким. В этот период начинается активное участие половцев в междоусобных бранях.

Здесь отличились полки половецкого хана Аепы. Так, пять раз приводил половецкие войска к Киеву, стремясь овладеть столицей Древней Руси.
Многолетние усобицы свели на нет усилия по защите русских рубежей. Ослабление военной мощи древнерусского государства позволило половцам укрепиться и создать в 70-х годах XII века крупное объединение племен. Его возглавил хан Кончак, с именем которого связан новый всплеск русско-половецкого противостояния. Кончак постоянно воевал с русскими князьями, грабя южное пограничье. Наиболее жестоким набегам подвергались окрестности Киева, Переяславля и Чернигова. Половецкий натиск усилился после победы Кончака над новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

Поход Игоря Святославича (1185 год) . Предыстория этого знаменитого похода, воспетого в "Слове о полку Игореве", такова. Летом 1184 года киевский князь Святослав Всеволодович во главе княжеской коалиции совершил поход против половцев и нанес им сокрушительное поражение в битве на реке Орели 30 июля. В плен попало 7 тысяч половцев, в том числи их руководитель - хан Кобяк, который был казнен в наказание за прежние набеги. За смерть Кобяка решил отомстить хан Кончак. Он явился к границам Руси в феврале 1185 года, но был разгромлен в битве 1 марта на реке Хорол войсками Святослава. Казалось, возвращались времена . Необходим был еще один совместный удар для окончательного сокрушения возрожденной половецкой мощи.

Однако на сей раз история не повторилась. Причиной тому стала несогласованность действий князей. Под влиянием успехов Святослава его союзник - новгород-северский князь Игорь Святославич вместе с братом Всеволодом решил без чьей-либо помощи получить лавры триумфатора и отправился в поход самостоятельно. Войско Игоря численностью примерно 6 тысяч человек двинулось вглубь степей и оказалось один на один со всеми силами Кончака, который не упустил предоставленный ему опрометчивым князем шанс.

Отступив после авангардного боя, половцы по всем правилам своей тактики заманили русскую рать в ловушку и окружили ее намного превосходящими силами. Игорь решил пробиваться назад к реке Северский Донец. Надо отметить благородство братьев. Имея для прорыва конницу, они не бросили на произвол судьбы свою пехоту, а велели конным воинам спешиться и вести бой в пешем строю, чтобы всем вместе пробиваться из окружения. "Если побежим, убжим сами, а простых людей оставим, то будет нам грех, что выдадим их врагам; или умрем, или живы будем вместе",- решили князья. Битва между дружиной Игоря и половцами произошла 12 мая 1185 года. Перед битвой Игорь обратился к воинам со словами: "Братья! Этого мы искали, так дерзнем же. Стыд страшнее смерти!"
Ожесточенный бой продолжался три дня. В первый день русские отразили половецкий натиск. Но на следующий день один из полков не выдержал и побежал. Игорь бросился к отступающим, чтобы вернуть их в строй, но попал в плен. Кровопролитное сражение продолжалось и после пленения князя. Наконец, половцы, за счет своей численности, сумели перемолотить всю русскую рать. Гибель крупного войска оголила значительный рубеж обороны и, по словам князя Святополка, "открыла ворота на Русскую землю". Половцы не замедлили воспользоваться своим успехом и совершили ряд набегов на новгород-северские и переяславские земли.

Изнурительная борьба с кочевниками, длившаяся уже не одно столетие, стоила огромных жертв. Из-за постоянных набегов обезлюдели плодородные окраины южных районов Руси, что способствовало их упадку. Постоянные военные действия в степях Северного Причерноморья привели к смещению старых торговых путей в Средиземноморский регион. Киевская Русь , бывшая транзитным коридором из Византии в Северную и Центральную Европу, остается отныне в стороне от новых путей. Таким образом, половецкие набеги не в последнюю очередь способствовали закату Южной Руси и перемещению центра Древнерусского государства на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество.

К началу 90-х годов XII столетия набеги поутихли, но после смерти в 1194 году киевского князя Святослава началась новая полоса усобиц, в которую были втянуты и половцы. География их нападений расширяется. Половцы совершают неоднократные набеги на Рязанское княжество. Кстати, рязанский князь Роман "с братию" организовал последний в истории крупный поход русских против половцев в апреле 1206 года. В этот период половцы уже полностью переходят ко второй стадии кочевания - с постоянными зимниками и летниками. Начало XIII века характеризуется постепенным затуханием их военной активности. Последний половецкий набег на русские земли (окрестности Переяславля) летопись датирует 1210 годом. Дальнейшее развитие русско-половецких отношений было прервано ураганом с востока, в результате которого исчезли и половцы, и Киевская Русь.

По материалам портала "

Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

К середине XI в. племена кипчаков, придя из Средней Азии, покорили все степные про-странства от Яика (река Урал) до Дуная, включая север Крыма и Северный Кавказ.

Отдельные роды, или «колена», кипчаков объединялись в мощные племенные союзы, центра-ми которых стали примитивные города-зимовья. Ханы, возглавлявшие такие объединения, могли поднять в поход десятки тысяч воинов, спаянных родовой дисциплиной и представлявших страш-ную угрозу для соседних земледельческих народов. Русское название кипчаков — «половцы» — произошло, как считают, от древнерусского слова «полова» — солома, т. к. волосы у этих кочевников были светлыми, соломенного цвета.

ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ПОЛОВЦЕВ НА РУСИ

В 1061 г. половцы впервые напали на русские земли и раз-били войско переяславского князя Всеволода Ярославича. С этого времени в течение более полутора веков они непрерывно угрожали границам Руси. Эта небывалая по своим масштабам, продолжи-тельности и ожесточению борьба заняла целый период русской истории. Она развернулась вдоль всей границы леса и степи — от Рязани и до предгорий Карпат.

Проведя зиму у морских побережий (в При-азовье), половцы весной начинали кочевать к северу и в мае появлялись в лесостепных областях. Нападали они чаще осенью, чтобы поживиться плодами урожая, но вожди половцев, стремясь застать земледельцев врасплох, постоянно меняли тактику, и набега можно было ожидать в любое время года, в любом княжестве степного пограничья. Очень трудно было отразить нападения их летучих отрядов: они появлялись и исчезали внезапно, раньше, чем на месте оказывались

Половецкий всадник XII в.

княжеские дружины или ополчения ближайших городов. Обычно половцы не осаждали крепости и предпочитали разорять сёла, но перед крупными ордами этих кочевников нередко оказывались бессильными даже войска целого княжества.

До 90-х гг. XI в. летописи почти ничего не сообщают о половцах. Однако если судить по воспоминаниям Владимира Мономаха о своей молодости, приведённым в его «Поучении», то в течение всех 70-х и 80-х гг. XI в. на границе продолжалась «малая война»: бесконечные набеги, погони и стычки, иногда — с весьма крупными силами кочевников.

НАСТУПЛЕНИЕ ПОЛОВЦЕВ

В начале 90-х гг. XI в. по-ловцы, кочевавшие по обо-им берегам Днепра, объеди-нились для нового натиска на Русь. В 1092 г. «рать велика бяше от половець и отовсюду». Кочевники захватили три города — Песочен, Переволока и Прилук, разорили множество сёл на обоих берегах Днепра. О том, был ли оказан какой-либо отпор степнякам, летописец красноречиво умалчивает.

На следующий год новый киевский князь Святополк Изяславич опрометчиво приказал арес-товать половецких послов, чем дал повод для но-вого нашествия. Русское войско, выступившее на-встречу половцам, было разбито у Треполя. При отступлении, переправляясь в спешке через раз-лившуюся от дождей реку Стугну, утонуло мно-жество русских воинов, в том числе и переяслав-ский князь Ростислав Всеволодович. Святополк бежал к Киеву, а огромные силы половцев осадили город торков, осевших с 50-х гг. XI в. по реке Роси, — Торческ. Киевский князь, собрав новое войско, попытался помочь торкам, но снова был разбит, понеся ещё большие потери. Торческ оборонялся героически, но в конце концов в городе кончились запасы воды, он был взят степняками и сожжён. Всё его население угнали в рабство. По-ловцы вновь разорили окрестности Киева, захва-тив тысячи пленных, но левобережье Днепра им, по всей видимости, ограбить не удалось; его защи-тил княживший в Чернигове Владимир Мономах.

В 1094 г. Святополк, не имея сил бороться с врагом и надеясь получить хотя бы временную передышку, попытался заключить с половцами мир, женившись на дочери хана Тугоркана — того, чьё имя создатели былин за столетия переделали в «Змея Тугарина» или «Тугарина Змеевича». В том же году Олег Святославич из рода черниговских князей с помощью половцев выгнал Мономаха из Чернигова в Переяславль, отдав на разграбление союзникам окрестности родного города.

Зимой 1095 г. под Переяславлем дружинники Владимира Мономаха уничтожили отряды двух половецких ханов, а в феврале войска переяслав-ского и киевского князей, ставших с тех пор по-стоянными союзниками, совершили первый поход в степь. Черниговский князь Олег уклонился от совместных действий и предпочёл заключить мир с врагами Руси.

Летом война возобновилась. Полов-цы долго осаждали городок Юрьев на реке Роси и вынудили жителей бежать из него. Город был сожжён. Мономах на восточном берегу успешно оборонялся, одержав несколько побед, но сил явно не хватало. Половцы наносили удары в самых неожиданных местах, а чернигов-ский князь установил с ними совершенно особые отношения, надеясь укрепить собственную не-зависимость и обезопасить своих подданных за счёт разорения соседей.

В 1096 г. Святополк и Владимир, вконец разъярённые предательским поведением Олега и его «величавыми» (т. е. гордыми) ответами, вы-гнали его из Чернигова и осадили в Стародубе, но в это время крупные силы степняков начали наступление по обоим берегам Днепра и сразу прорвались к столицам княжеств. Хан Боняк, возглавлявший приазовских половцев, налетел на Киев, а Куря и Тугоркан осадили Переяславль. Войска князей-союзников, заставив всё-таки Олега просить пощады, ускоренным маршем направи-лись к Киеву, но, не застав там Боняка, который ушёл, избегая столкновения, переправились через Днепр у Заруба и 19 июля неожиданно для половцев появились под Переяславлем. Не давая возможности противнику построиться для боя, русские воины, перейдя вброд речку Трубеж, ударили по половцам. Те, не дожидаясь схватки, побежали, погибая под мечами преследователей. Разгром был полный. В числе убитых оказался и тесть Святополка — Тугоркан.

Но в эти же дни половцы едва не захватили Киев: Боняк, убедившись, что войска русских князей ушли на левый берег Днепра, вторично подошёл к Киеву и на рассвете попытался внезапно ворваться в город. Долго потом вспоминали половцы, как раздосадованный хан саблей сёк створки ворот, захлопнувшиеся перед самым его носом. На этот раз половцы сожгли княжескую загородную резиденцию и разорили Печерский монастырь — важнейший культурный центр

страны. Срочно возвратившиеся на правый берег Святополк и Владимир преследовали Боняка за Рось, до самого Южного Буга.

Кочевники почувствовали силу русских. С этого времени к Мономаху начинают приходить на службу из степи торки и другие племена, а также отдельные половецкие роды. В такой обстановке необходимо было быстрее объединить в борьбе со степными кочевниками усилия всех русских земель, как это было при Владимире Святославиче и Ярославе Мудром, но наступали иные времена — эпоха междукняжеских войн и политической раздробленности. Любечский съезд князей в 1097 г. не привёл к согласию; в начавшейся после него усобице приняли участие и половцы.

  • Алта - Алта, Альта или Олта, р. полтавск. губ., переяславс. у. При ней убит 1015 г. св. Борис и 1019 г. убийца его Святополк; 1068 г. половцы разбили Изяслава Яроолав.; 1125 г. здесь ум. Владимир Мономах. 16...
  • Берендеи - Берендеи (берендичи) - кочевой народ тюркского происхождения, назыв. в наших летописях то торками, то черными клобуками. Последнее название, черные клобуки - несомненно было родовое по отношению к бер...
  • Олег Святославич, князь черниговский - Олег Святославич, князь черниговский - князь черниговский, сын Святослава Ярославича. Впервые летопись упоминает о нем под 1075 г., во время борьбы между Изяславом и Святославом Ярославичами. О., с бр...
  • Орел, приток Днепра - Орел, приток Днепра - река Полтавской и Екатеринославской губерний, левый приток Днепра. Берет начало на границе Полтавской и Харьковской губерний, в 6 верстах от железнодорожной станции Береки; течет...
  • Нежатина Нива - Нежатина Нива - известная по битве русских князей с половцами в 1078 г., в которой пал великий князь Изяслав Ярославич; находилась, вероятно, на левой стороне Днепра, около Городца, куда и было привез...
  • Ноготковы - Ноготковы - княжеский род, отрасль князей Оболенских, происходивший от князя Андрея Никитича Оболенского, прозванного "Ноготь", участника похода 1480 г. Его сын Василий Андреевич Ногтев, прозванный "Н...
  • Ивля - Ивля - древнерусское название одного из правых притоков Днепра, неоднократно упоминается в летописных сказаниях о столкновениях русских с половцами. В 1193 г. произошла на берегу И. битва между половц...
  • Игорь Святославич - Игорь Святославич (1151-1202) - из рода князей черниговских, сын Святослава Олеговича, князь новгород-северский. Известен несчастным походом в Половецкую землю (1185 г.). В 1169 г. И. Святославич учас...
  • Изяслав Владимирович - Изяслав Владимирович - 1) Кн. курский и муромский, сын Владимира Мономаха. В 1095 г. пришел в Муром (отчину своего крестного отца - Олега Святославича, кн. черниговского) и, захватив Олегова посадника...

Половцы остались в истории Руси как злейшие враги Владимира Мономаха и жестокие наемники времен междоусобных войн. Племена, что поклонялись небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Кто такие половцы?

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись. С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки – сары обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Остатки ушли в степи восточного Казахстана, где получили свое новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные». Под этим названием они упоминаются во многих средневековых арабо-персидских источниках. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон. Во-первых, если все вышеупомянутые народы изначально представляли единый народ – кипчаков, то в таком, случае, как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен. В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах. На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук, Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь – распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи – князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий. В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха


Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери, у половцев – Умай, олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнётся кипчаков спина...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».