Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера. Стивен Кови — книга «Семь навыков высокоэффективных людей

» Стивен Кови и 7 навыков эффективности

Стивен Кови - книга «Семь навыков высокоэффективных людей»

Стивен Кови, автор книги «7 навыков людей высокоэффективных людей» предложил свой взгляд на лидерство и руководство. В этой книге изложен целостный подход к личностной эффективности. Кови определяет навыки как срез знаний, умений и желаний. Его семь навыков проранжированы согласно т.н. континууму зрелости: от зависимости («Ты проявляешь заботу о мне») к независимости («Я несу ответственность и полагаюсь только на себя») и дальше к межличностной зависимости («Мы можем это сделать только вместе»).Зависимое лицо пассивно ожидает событий, надеясь, что о нем позаботятся, как ребенок, который зависит от других. Зависимость не дает человеку взять на себя ответственность за собственную жизнь и легко позволяет обвинять других, когда что-то нехорошо. Независимый же человек вырабатывает в себе чувство уверенности и самодостаточности, находя в этом то полезное, что можно взять для собственного личностного роста и удовлетворенности жизнью. Наконец, человек с межличностной зависимостью понимает невозможность достижения цели без помощи других. Такой человек стремится найти способ сотрудничать с другими. При этом он постоянно шлифует свои собственные способности («точит лезвие» по выражению Кови) и получает удовлетворение от тех эмоций, которые несут в себе межличностные отношения и работа в команде.Все навыки Стивен Кови разместил на континууме зрелости. Каждый навык опирается на предыдущие.Независимость Первые три навыка связаны с умением владеть собой. Они ведут человека от зависимости к независимости.Навык 1. Активность. Этот навык означает не просто инициативность, а ответственность за свою жизнь. Высокоактивные люди признают, что ответственность означает возможность делать сознательный выбор. Осуществляя выбор, люди опираются на свои жизненные ценности, не ропщут на обстоятельства, а берут ответственность на себя и гордятся своими достижениями.Навык 2. Способность видеть результат работы в ее начале. Этот навык предусматривает создание в воображении картины того, чего человек хочет достичь. Строитель начинает с проекта. Композиторы записывают на бумаге звуки, которые существуют в их воображении. Авторы текста, работая, имеют перед собой письменный набросок будущей книги.Для того, чтобы увидеть результат работы в самом ее начале, необходимо четкое понимание целей и планов, а также осознание ценностей и принципов, которыми человек будет руководствоваться в своей деятельности. Билл Гейтс из компании «Майкрософт» начинал, имея перед собой образ (мечту) своей компании, которая стала крупнейшим в мире производителем программного обеспечения с наибольшим товарооборотом. Опираясь на этот мысленный образ, он создал организацию, которая осуществила эту мечту. Навык 3. Начинать с самого главного . Вместо сосредоточения на том, что нужно сделать, этот навык требует от человека научиться управлять своим временем и событиями, эффективно сопоставляя их со своей целью. Важные вещи способствуют достижению цели, а срочные должны выполняться немедленно, - пишет Стивен Кови. Умение начинать с самого главного предусматривает, что достижение результатов обеспечивается путем сосредоточения внимания на управлении отношениями, а не только на самой деятельности. Так, например, если звонит телефон, продавец всегда оторвется от любой работы, которой он занимается в это время, и обязательно возьмет трубку в надежде получить нового клиента, так как новые клиенты - это залог коммерческого успеха компании.Межличностная зависимость Движение от независимости (умение владеть собой и самодисциплина) к межличностной зависимости (продуктивные взаимоотношения с другими) предусматривает открытое общение, создание эффективной команды и заботу о других. Создание эффективных взаимоотношений - это то, что Стивен Кови называет «социальной победой».Навык 4. «Твоя победа - моя победа» . В основе стремления к общей победе лежит понимание того, что для успеха организации необходимо сотрудничество между людьми. Когда люди это понимают, они объединяют свои усилия в коллективной работе, чтобы обеспечить взаимный успех и возможность каждому стать победителем. Навык «Твоя победа - моя победа» означает, что решения, которые принимаются в команде, удовлетворяют всех ее членов и воспринимаются как обязательные к выполнению. Высокоэффективный руководитель помогает работникам осознать то, что они быстрее достигнут успеха вместе, чем поодиночке.Навык 5. Сперва стараться понять, а потом искать понимание. Большинство людей слушают не с намерением понять собеседника, а с намерением поскорее ответить («вставить свои пять копеек», - как нередко у нас говорят). Они или говорят, или готовятся говорить, фильтруя все, что слышат, через собственные стереотипы восприятия. Чтобы научиться слушать с намерением понять другого, люди должны не выступать как судьи, а развивать в себе (сопереживание ситуации, в которой оказался другой человек).Когда обе стороны понимают друг друга, они всегда смогут найти общий язык. Старайтесь полностью сосредоточиться на человеке, с которым вы разговариваете, а не на том, что и как ему побыстрее ответить, - советует Кови. - Успешный руководитель, обладающий этим навыком одинаково тонко «настроен» и на клиентов, и на работников своей компании.Навык 6. Действовать совместно (синергично) . Когда двое или больше людей работают вместе, стремясь понять какое-то явление, они достигают синергизма. Синергизм возникает тогда, когда люди создают новые альтернативы и решения. Наилучшие шансы достичь синергизма у тех людей, которые имеют разные взгляды на одни и те же явления, но которые умеют извлекать выгоду из этих отличий, находя в них новые возможности для себя. Синергизм создают люди, которые научились принципу «Твоя победа - моя победа» и которые слушают с готовностью понять другого человека. Другими словами, эта привычка непосредственно опирается на две предыдущие. Главная идея знаменитой речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» - это именно идея синергизма. Он побуждал людей сопоставлять свои взгляды и учиться друг друга, потому что стереотипы (расовые, религиозные и т.д.) мешают людям оценить разность во взглядах, ведь люди не слушают друг друга, а спешат поскорее навесить ярлыки.Навык 7. Точить лезвие . Седьмой навык интегрирует все предыдущие. В сущности, это процесс постоянного обновления (самосовершенствования), которое включает в себя физический, ментальный, духовный и социальный аспекты жизни человека. Стивен Кови советует людям постоянно совершенствовать себя, чтобы поддерживать высокий уровень работоспособности. Его континуум зрелости выглядит таким образом:Книга «7 навыков высокоэффективных людей » на протяжении 220 недель присутствовала в списке бестеллеров журнала «New York Times». Было продано более 3 миллионов экземпляров, книгу перевели на 40 языков. Тренинговый центр Стивена Кови обучает свыше 30000 человек в год***

Синергизм, Синергия, Синергетический эффект (от греч. συνεργία Synergos - вместе действующий) - эффект комбинированного воздействие двух или более факторов, характеризующийся тем, что их объединенное действие существенно превосходит простую арифметическую сумму эффектов каждого отдельно взятого компонента.

Адаптировано из: Covey, S.R. The 7 Habits of Highly Effective People. New York: Simon & Schuster, 1989 © сайт, 2007
© Подготовил Игорь Молчанов

Основные идеи из книги №1 по личной эффективности и самосовершенствованию. Книге, которая является must read для каждого уважающего себя менеджера. Книге, по которой проходят тесты сотрудники крупнейших организаций. Это 7 навыков, которыми должен владеть каждый.

«Семь навыков высокоэффективных людей» - возможно, самая известная книга в жанрах «саморазвитие» и «личная эффективность». У книги более 4000 положительных ревью на сайте Amazon и более 260 000 положительных оценок на книжном портале GoodReads.

В своей книге Стивен Кови выделил семь привычек, которые, по его наблюдениям, являются основой истинного успеха и самореализации.

Рассмотрим подробнее главные идеи культовой книги Стивена Кови.

Семь навыков высокоэффективных людей

Для того чтобы произвести в жизни легкие, относительно небольшие перемены, нужно изменить свое поведение и некоторые ключевые установки. Если же вам нужны кардинальные изменения в работе, карьере, семейной жизни, отношениях с детьми, нужно поработать над своими основными парадигмами - мировосприятием, убеждениями, из которых проистекает поведение.

Стивен Кови приводит в своей книге цитату писателя Генри Дэвида Торо:

« На тысячу обрывающих листья с дерева зла находится лишь один, рубящий его под корень» .

Работая над поведением и установками, мы лишь обрываем листья. Взявшись за корень - парадигмы, мы действительно сможем добиться качественных изменений.

« Принципы - это те направляющие человеческого поведения, которые, бесспорно, обладают устойчивой и постоянной ценностью. Они фундаментальны. Они практически неоспоримы, потому что очевидны » .

Суть человека - это его повторяющиеся действия, привычки. Если кто-то привык принимать душ два раза в день, его сочтут чистоплотным человеком. Увидев молящегося, его сочтут религиозным. Какими привычками обладают высокоэффективные люди?

Стивен Кови - специалист в области лидерства - сформулировал принципы, лежащие в основе решения любых проблем, и выстроил их в последовательную систему.

Семь привычек или навыков высокоэффективных людей

  1. Проактивность. Принцип персонального видения.
  2. Начинать, имея конечную цель. Принцип персонального лидерства.
  3. Что делать сначала? Принцип персонального управления.
  4. Думайте в духе « Выирал/выиграл» . Принцип межличностного лидерства.
  5. Сначала нужно понять, а потом быть понятым. Принцип эмпатического общения.
  6. Достигайте синергии. Принципы творческого сотрудничества.
  7. Затачивайте пилу. Принцип сбалансированного самообновления.

Навыки - это то, что лежит на пересечении трех кругов - знаний, умений и желаний. Все эти компоненты необходимы, чтобы развить любые навыки, например, умение владеть собой. Первые три перечисленных Стивеном Кови навыка способствуют достижению личных побед. А именно с личной эффективности начинается эффективность общественная, которой посвящены следующие три навыка. И, наконец, последний, седьмой навык связывает между собой все предыдущие, помогает находить и соблюдать баланс в жизни.

Зависимым людям необходима помощь других, чтобы получить желаемое.

Человек зависимый скажет: « Ты обо мне не заботишься; ты не справился; ты виноват в моей неудаче » . Кови называет это ты-парадигмой .

Независимые люди берут всю ответственность за результат на себя. Это выражается в таких установках, как: « Я могу это сделать; я полагаюсь только на себя » . Автор дает название независимости - я-парадигма .

Взаимозависимость проявляется при достижении командных, совместных результатов - « Мы можем объединиться; мы можем вместе создать что-то более значительное » . Так выглядит мы-парадигма .

Благодаря вырабатыванию полезных навыков, можно избавиться от непродуктивной зависимости, научиться брать ответственность на себя и слаженно работать в команде, чтобы достигать невероятных результатов.

Навык 1. Проактивность. Принцип персонального видения

Благодаря способности анализировать свой мыслительный процесс, мы можем отказываться от ненужных привычек и вырабатывать полезные навыки. Благодаря самосознанию мы можем смотреть на себя объективно, выделяя положительные и отрицательные качества характера, таланты, способности.

« Если наше представление о самих себе формируется только социальным зеркалом - существующей на данный момент социальной парадигмой, а также мнениями, установками и парадигмами окружающих нас людей, - то такое представление подобно отражению в кривом зеркале» .

Люди оценивают нас отрывочно и необъективно, а мы верим им, и тогда наше « Я» искажается.

Существует 3 объяснения человеческой природы:

  1. Наш характер и темперамент заложен в нас еще предками (генетический детерминизм).
  2. Свойства и качества личности были заложены в детстве (психический детерминизм).
  3. На ваше поведение влияет окружающая среда - государство, воспитатели, педагоги, политики (детерминизм окружающей среды).
« Ты такой же упрямый, как твой отец» - отмахиваясь говорит уставшая мать, образно нажимая на кнопку « генетический детерминизм» . Эта кнопка запускает ваше представление о себе и дает отменную возможность не работать над собой, а ссылаться на качества характера своего отца, вздыхая « Ну вот таким уж я уродился… » .

В повседневной жизни, при любых проблемах и радостях существует некий раздражитель, на который вы непременно отреагируете. И между раздражителем и вашей реакцией есть свобода выбора - КАК именно вы отреагируете.

« Свобода выбора содержит в себе те уникальные качества, которые делают нас людьми» .

Речь идет о воображении, совести, воле. Но каждый человек волен выбирать, как проявлять эти качества, быть ли ему реактивным или проактивным.

Например, если вас считают упрямым, у вас есть свобода выбора - продолжить всегда настаивать на своем, оправдывая себя генами отца (реактивность), или же начать работать над собой, учась использовать упрямство там, где это действительно необходимо (проактивность).

Реактивный человек управляется обстоятельствами, проактивный - управляет обстоятельствами сам. Они используют разные способы формулирования мыслей - реактивный человек скажет: « Я был вынужден… » , а проактивный заявит: « Я выбираю… » .

Даже заботятся они о разных вещах по-разному . У каждого из нас есть определенный круг забот. Одна часть забот подвластна нашему влиянию, другая - нет. Первую часть можно обозначить как круг влияния, входящий в круг забот.

Проактивные люди стремятся расширять свой круг влияния, максимально точно и объективно оценивая свои силы, сосредотачиваясь на том, что они МОГУТ изменить.

Реактивные же люди лишь страдают от ощущения собственной беспомощности, говоря: « Я не способен… Меня заставили… Вот если бы у меня были… Это все школа/начальник/государство/виновато… » .

Проактивные люди весьма умны. Они руководствуются своими внутренними ценностями, разбираются в происходящем, трезво оценивают ситуацию и знают, как необходимо поступать.

Естественно, что наши поступки влекут за собой определенные последствия. И было бы ошибочно предполагать, что мы можем выбирать последствия. Мы можем выбирать свою реакцию, но, совершая этот выбор, мы автоматически выбираем и то, что последует за нашей реакцией, иногда ошибочной.

« Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, исправлении и извлечении необходимого урока» .

Наиболее яркое проявление нашей проактивности - это способность брать на себя обязательства и выполнять их. Если люди знают, что могут вам доверять - ваш рейтинг растет, и вы автоматически влияете на них.

Навык 2. Начинать, имея конечную цель. Принцип персонального лидерства

« Хотя навык 2 применим ко многим обстоятельствам и аспектам нашей жизни, основное назначение девиза „ начинайте, представляя конечную цель“ заключается в том, чтобы уже сегодня начать с представления образа, картины или парадигмы конечной цели вашей жизни. Это будет системой оценки или критерием, по которому вы будете оценивать все остальное» .

Если в ваших мыслях сохраняется четкий образ той конечной цели, к которой вы стремитесь, вы всегда сможете установить критерии, по которым будете оценивать, приближаетесь ли вы к цели четко и прямо или виляете по запутанной дороге.

Вы можете активно карабкаться по лестнице, преодолевая каждую ступеньку, но если лестница приставлена не к той стене, то ваши действия будут бессмысленны.

Необходимо четко понимать, что именно является для вас самым важным, и в соответствии с этим знанием управлять своими действиями день за днем.

Принцип « начинайте, имея конкретную конечную цель» основан на утверждении Стивена Кови, что все создается дважды (принцип двух творений). Дом, который вы строите в реальности, уже был построен в ваших мыслях, а небольшой магазинчик рыболовных снастей был создан в вашем воображении. Но вы не просто фантазируете, а продумываете каждую мелочь, составляете сметы, чертите план помещения, изучаете основы маркетинга или набираете профессионалов.

Чтобы расширить границы круга влияния, необходимо признавать принцип двух творений и брать на себя ответственность за каждое из них. Нужно не только правильно управлять, но и быть лидером. Вспоминая приведенный выше пример, можно сказать, что от управления зависит скорость подъема по лестнице, а лидерство определяет, к той ли стене приставлена лестница.

Лидерам необходимо правильное видение происходящего, объективность, умение отслеживать изменения и анализировать их.

Именно лидерство помогает определить курс, по которому нужно двигаться: какие миссии должна выбрать компания, в каком направлении развиваться.

Наша проактивность основывается на самосознании, но кроме этого ценными качествами являются совесть и воображение. Совесть помогает устанавливать моральные границы, воображение позволяет увидеть потенциальные возможности. А сочетание этих качеств помогает в написании собственного жизненного сценария.

Эти принципы актуальны не только для бизнеса или карьеры, но и для любой другой сферы жизни, например, для семьи.

Какими в конечном итоге мы хотим видеть своих детей? Если мы желаем, чтобы они запомнили нас любящими родителями, станем ли мы одерживать краткосрочную победу в схватках, запугивая и наказывая их?

« Начинать, представляя себе конечную цель, - значит подходить к своей роли родителя, как и к другим своим ролям в жизни, с ясным пониманием своих ценностей и направления движения. Это значит быть ответственным за свое собственное первое творение и переписать самого себя так, чтобы парадигмы, из которых вытекают мое поведение и мои установки, соответствовали моим глубинным ценностям и находились в гармонии с моими принципами» .

Чтобы начать, представляя конечную цель, нужно сосредоточиться на создании собственной миссии. В нее входит, ЧТО вы хотите делать и КАКИМ вы хотите быть.

Эта миссия - словно стандарт для ваших поступков, Конституция, основа для принятия решений. Например, если в вашей миссии указано, что вы всегда будете уважительно относиться к окружающим, то не позволите себе накричать на подчиненного или оскорбить своего сына.

Иногда центром миссии могут быть супруг, семья, деньги, работа, обладание, дети, удовольствия, друзья, враги или даже вы сами. Важно руководствоваться принципами, которые вы определяете сами для себя.

Например, вы собираетесь уходить с работы, предвкушая, как поведете жену в театр. Внезапно на пороге вас останавливает начальник и говорит, что ему требуется ваша помощь.

Если вы сфокусированы на семье или супруге, то откажете боссу и поведете жену в театр. Можете и остаться, но сделаете это очень неохотно, постоянно думая о том, как разгневается жена.

Если в центре вашей миссии - деньги, то вы будете думать о сверхурочных и спокойно сообщите жене, что придется задержаться.

Будучи сфокусированным на работе, вы отнесетесь к этому случаю как к возможности узнать что-то новое или быть полезным боссу, что поспособствует продвижению в карьере.

Одна и та же ситуация, а сколько разных отношений к ней в зависимости от принципов!

Навык 3. Что делать сначала? Принцип персонального управления

Навык 1 гласит: « Вы - творец своей жизни » .

Навык 2 говорит: « Создайте первое творение - миссию своей жизни » .

Навык 3 невозможен без развития личной проактивности и выстраивания иерархии принципов своей жизни.

Только поняв, кто вы и к чему должны стремиться, можно начать управлять своей жизнью.

Под управлением понимается анализ ситуации, выделение главного и второстепенного, определение последовательности действий, конкретное выполнение задач. Управлять собой возможно лишь при наличии независимой воли, когда вы действуете самостоятельно, а не по указке свыше.

« Эффективное управление состоит в том, чтобы сначала делать то, что необходимо делать сначала. Если лидерство определяет, что именно „ необходимо делать сначала“ , то управление выполняет это в первую очередь, изо дня в день, минута за минутой. Управление - это дисциплинированность, следование установленному порядку, исполнение» .

Развитие этого навыка тесно связано с тайм-менеджментом . Автор приводит в пример матрицу « Срочное/важное» , в которой все дела делятся на 4 квадрата, исходя из критериев важности и срочности:

  • 1 квадрат - важные и срочные дела. Это критические ситуации, неотложные проблемы или проекты с горящим сроком исполнения.
  • 2 квадрат - важные и несрочные дела, например, профилактика, поиск новых перспектив, налаживание коммуникаций, планирование.
  • 3 квадрат - неважные и срочные дела. Это телефонные звонки, маловажная корреспонденция, неважные встречи, беседы.
  • 4 квадрат - неважные и несрочные дела. Проверка социальных сетей, выполнение рутины, праздность.

Срочное - то, что требует немедленного внимания, например, телефонный звонок.

Важное - то, что имеет отношение к результатам и поставленным целям. Мозг зачастую обманывается, принимая звонок срочный за звонок важный. И поэтому мы часто тратим свои драгоценные силы и ресурсы на выполнение того, что совсем не важно.

Максимальной активности требуют от нас важные, но не срочные дела. Именно на этот, второй квадрат нужно бросить свои силы: разрабатывать меры профилактики, устанавливать связи с партнерами или аудиторией, планировать мероприятия, подготавливать и обучать специалистов и так далее.

Какие инструменты нужны для работы во 2 квадрате?

  • Согласованность между целями, видением, миссией.
  • Сбалансированность. Не стоит пренебрегать другими областями своей жизни, акцентируя внимание только на работе.
  • Сфокусированность с помощью недельного планирования.
  • Учет человеческих факторов. Важно иногда ставить во главу угла не планы компании любой ценой, а самих людей, чтобы не испытывать чувство вины за отклонения от плана.
  • Гибкость. Ваши нужды, особенности, стиль управления будут влиять на управление, и это вполне нормально.

Кроме этого, необходимо учиться делегировать обязанности и делать это с доверием. Оказанное доверие воодушевляет человека, и зачастую он способен превзойти самого себя.

Навык 4. Думайте в духе «Выирал/выиграл». Принцип межличностного лидерства

Только достигнув успеха в отношениях с самим собой, можно достигнуть успеха в отношениях с другими людьми. Стивен Кови утверждает, что взаимозависимость - это выбор независимых людей. Выстраивание любых взаимоотношений начинается в нашем собственном характере.

« Только став независимыми - проактивными, сосредоточенными на верных принципах, движимыми ценностями и способными организовать свою жизнь и действовать в соответствии с приоритетами, мы можем решить стать взаимозависимыми - способными строить многосторонние, прочные, высокоэффективные отношения с другими людьми» .

Автор предлагает необычную метафору - эмоциональный банковский счет. Это чувство надежности, уверенности, испытываемые вами при общении с другим человеком. Добрые поступки, его хорошее отношение к вам создают некий резерв.

И даже, когда он вдруг ошибается, благодаря резерву ваше хорошее отношение к нему не будет существенно подорвано.

Как пополнять эмоциональный банковский счет?

  • Стремиться понять другого человека. Это помогает устанавливать контакт и существенно повышает запас добрых взаимоотношений.
  • Быть внимательным к мелочам, проявлять уважение и заботу.
  • Выполнять обещания и взятые обязательства.
  • Прояснять ожидания. Иногда люди могут ждать от вас одного поведения, а вы демонстрируете совсем другое, причем из добрых побуждений.
  • Проявлять цельность личности. « Быть цельным - это обеспечивать соответствие реальности нашим словам, т. е. выполнять обещания и оправдывать ожидания» .

А если вы сняли с эмоционального банковского счета некую сумму, то принесите искренние извинения, открыто признайте свою неправоту и постарайтесь снова пополнить счет.

Автор выделяет 6 парадигм взаимодействия между людьми:

  1. « Выиграл/проиграл»
  2. « Проиграл/выиграл»
  3. « Проиграл/проиграл»
  4. « Выиграл»
  5. « Выиграл/выиграл или Не связываться»
  6. « Выиграл/выиграл»

Именно парадигма « Выиграл/выиграл» легла в основу 4 навыка.

« Выиграл/Выиграл» означает, что все договоренности и решения обоюдно выгодны и удовлетворяют обе стороны. При принятии решения типа « Выиграл/Выиграл» обе стороны бывают довольны и привержены принятому плану действий.

Людям с установкой « Выиграл/Выиграл» жизнь представляется ареной для сотрудничества, а не соперничества.

Фундаментом этой парадигмы является характер, его цельность и зрелость.

Используя « Выиграл/выиграл» , вы не сможете развивать конкуренцию и соперничество, ключевые слова здесь - взаимозависимость, компромисс, доверие, сотрудничество. Человек, владеющий навыком « Выиграл/выиграл» , преобразовывает конкуренцию в сотрудничество.

Если вы ищете решение проблемы в духе « Выиграл/выиграл» , то постарайтесь представить себе проблему с точки зрения другого человека, постарайтесь его понять и выявить ключевые вопросы и заботы, относящиеся к проблеме.

Определите, какие именно результаты вам нужны и как их можно достичь. А затем действуйте!

Навык 5. Сначала нужно понять, а потом быть понятым. Принцип эмпатического общения


Умение общаться - одно из самых важных в нашей жизни. Когда вам необходимо повлиять на кого-то - жену, сослуживца, подчиненного, клиента, в первую очередь вы должны понимать его. Иначе ему покажется, что вы просто манипулируете им.

Стивен Кови утверждает, что ключ к вашему влиянию - это личный пример поведения. Ваш характер дает возможность окружающим делать выводы о вашей личности, подсказывает, тот ли вы человек, которому можно доверять.

Принцип эмпатического общения подразумевает слушание с намерением понять собеседника. Для этого автор рекомендует использовать техники активного слушания, отложить все свои дела, сосредоточившись на коллеге, муже или сыне, задавать уточняющие вопросы, не осуждать и не выплескивать негативные эмоции в процессе беседы.

« Хороший инженер, прежде чем разработать проект моста, должен понять распределение сил и рассчитать нагрузки. Хороший преподаватель, прежде чем начать занятия, должен оценить уровень подготовки своих учеников. Хороший студент должен усвоить знания, прежде чем их применить. Хорошие родители должны разобраться, прежде чем судить или давать оценки. Ключ к полноценному суждению - понимание. Если вы сразу же начнете судить, вы никогда не достигнете полного понимания» .

Сначала необходимо стремиться понять другого человека, а после этого важно приложить столько же усилий, чтобы быть понятым. Объясняя свою точку зрения, приводите аргументы, используйте однозначные, четкие фразы, позволяйте слушателю задавать вопросы и уточнять сказанное вами.

Навык 6. Достигайте синергии. Принципы творческого сотрудничества


« Синергия представляет собой деятельность самого высокого порядка - подлинную проверку и проявление всех остальных навыков, соединенных вместе» .

Принцип синергии - целое больше его частей. Связанные вместе, два бревна выдержат гораздо большую нагрузку, чем каждое в отдельности. Растения, выросшие рядом, переплетутся так прочно, что вам понадобятся инструменты для их распутывания.

Точно так же и люди - вместе они способны плодотворно сотрудничать, принося большую пользу в команде, чем в одиночку. Синергия уважает различия, совершенствует сильные стороны и компенсирует слабые.

Настоящая синергия может возникать только на базе предыдущего, пятого навыка. Эмпатия, появляющаяся в ходе беседы, позволяет людям раскрываться, делиться своими тайными страхами или мечтами, что в конечном итоге приводит к сплочению группы и плотному сотрудничеству.

Стивен Кови советует перед началом какого-либо семинара, рабочего совещания дать людям возможность создать эмпатические связи, пообщаться, узнать цели, мысли и взгляды коллег на происходящее в компании, пополнить эмоциональные счета и только после этого решать рабочие вопросы.

Представьте себе семейный конфликт: муж хочет провести свой отпуск на природе и ловить рыбу с двумя сыновьями, а жена хочет поехать в другой город к больной матери. Они могут спорить и ругаться, так и не придя к компромиссу. А могут достигнуть синергии и вместе, сплотившись, решать эту проблему, выбирая разные варианты.

Например, в отпуск они поедут на рыбалку, а затем муж возьмет два дня отдыха на работе, совместит это с двумя выходными и отпустит жену к матери. Или они отправятся на рыбалку на место, недалеко от которого живет мама жены. Важно сплотиться, решая проблему, а не смотреть на нее с двух разных полюсов.

«Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия между людьми - различия в менталитете, в эмоциональной сфере и психологические различия. А ключ к тому, чтобы ценить различия, содержится в осознании того, что все люди видят мир не таким, каков он есть, а таким, каковы они сами».

Навык 7. Затачивайте пилу. Принцип сбалансированного самообновления

Представьте себе человека, который в лесу пилит деревья. Уставший, изможденный, выбившийся из сил, он возит затупившейся пилой по стволам деревьев. Вы говорите ему: « Заточи пилу!» , на что он отвечает: « Мне некогда» . Седьмой навык заставляет вас « заточить пилу» .

« Навык 7 - это ваши личные ресурсы и средства. Он поддерживает и развивает самый ценный ваш ресурс - вас самого. Он обновляет четыре измерения вашей натуры - физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное » .
  1. Физическое. К нему относятся питание, упражнения, управление стрессовыми ситуациями.
  2. Духовное. Подразумевает прояснение ценностей и соответствие им, обучение, размышление.
  3. Интеллектуальное. Включает в себя чтение, воображение, планирование.
  4. Социально-эмоциональное . В него входит синергия, сопереживание, внутренняя близость.

Нам необходимо последовательно развивать каждое измерение, являясь проактивным. Расходование времени на развитие седьмого навыка - это задача из квадрата 2.

« Это самое выгодное, самое крупное вложение из тех, которые мы делаем в нашей жизни. Это инвестиция в самих себя - в единственный инструмент, которым мы располагаем, для того чтобы преодолевать жизненные трудности и вносить личный вклад. Мы сами являемся инструментами своей собственной деятельности и, чтобы быть эффективными, должны признать важность регулярного „ затачивания пилы“ во всех четырех измерениях» .

Стивен Кови призывает следить за балансом развития физического, социально-эмоционального , интеллектуального и духовного измерений вашей натуры, не пренебрегая ни одним измерением. Самый ценный плод использования семи навыков - это достижение единства с самим собой, с членами семьи, друзьями и коллегами.

О нас

✏️ MakeRight.ru - сервис ключевых идей из бестселлеров литературы по бизнесу, личной эффективности, психологии и саморазвитию. 270+ материалов в библиотеке. 90+ аудио-версий. Ключевые идеи книг, которые еще не изданы на русском.

Читайте наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех книжных новинках и бестселлерах первыми!

Сегодня же мы расскажем об одном очень полезном правиле - 90/10. Очень немногие знают и используют его, а ведь это правило может в корне изменить вашу жизнь. Что это за правило?

10% нашей жизни зависит от того, что происходит с нами. 90% зависит от того, как мы реагируем на происходящее . Что это значит?

Мы действительно не имеем контроля над 10% событий в нашей жизни. Мы не можем предотвратить поломку оборудования или прибора, которыми пользуемся, мы не можем предотвратить прибытие самолета с опозданием, из-за которого рушатся все наши планы, мы не можем помешать водителю автомобиля, едущему в параллельном с нами ряду, обогнать нас и стать впереди. Мы не можем контролировать красный свет светофора, но мы можем контролировать свою реакцию на этот свет.

Рассмотрим один пример . Вы завтракаете со своей семьей. Ваша дочь нечаянно толкнула чашку с вашим кофе, и горячая жидкость пролилась вам на брюки. Вы взорвались, вы кричите на дочь, обзывая ее растяпой. Вы упрекаете свою жену за то, что она поставила чашку очень близко к краю стола. Короткая неприятная словесная перепалка следует, как результат вашей реакции.

Вы несетесь в спальню, чтобы переодеть брюки и, возвращаясь, видите плачущую дочь, которая не в состоянии закончить свой завтрак и собрать вещи для школы. В результате она не успевает на школьный автобус. Ваша жена спешит на работу. Вы везете дочь в школу на своей машине. Поскольку вы опаздываете на работу, вы мчитесь, нарушая правила уличного движения. Дочь бежит в класс, не попрощавшись с вами. Придя на работу с двадцатиминутным опозданием, вы обнаруживаете, что забыли дома нужные бумаги. Ваш день начался ужасно и продолжается в таком же духе. Вы ждете не дождетесь конца рабочего дня. Придя домой, вы находите жену и дочь в плохом настроении. Ваши отношения с ними нарушены.

Почему у вас был плохой день?

А) Потому что дочь нечаянно пролила кофе?

Б) Потому что ваша дочь пропустила автобус, и вы должны были везти ее в школу?

В) Потому что по дороге была «пробка», и вы опоздали на работу?

Г) Потому что вы неправильно отреагировали на ситуацию?

Правильный ответ "Г". Вы своей реакцией испортили себе и всем весь день. У вас не было контроля над тем, что случилось с вашим кофе, но у вас был контроль над вашей реакцией. Правило 90/10!

А ведь все могло быть по-другому . Кофе разлит на ваши брюки. Ваша дочь готова расплакаться. Вы мягко говорите: «Это ничего, просто постарайся в следующий раз быть аккуратней». Схватив полотенце, вы бежите в спальню, переодеваете брюки, берете все, что нужно для работы. Вы возвращаетесь в кухню и успеваете увидеть через окно, как ваша дочь машет вам рукой, садясь в школьный автобус. Попрощавшись с женой, вы выходите из дому. Вы приходите на работу на пять минут раньше и энергично здороваетесь со всеми.

Два разных сценария. Оба начались одинаково, но закончились по-разному.

Все дело в вашей реакции на события в вашей жизни. Конечно, можно продолжать винить других в своих бедах и жаловаться, что у вас жизнь не складывается должным образом, но разве вам это помогает жить лучше?

Учитесь правильно реагировать, и вы не испортите себе день и жизнь.

Как реагировать, если кто-то обгоняет вас на трассе? Дайте ему обогнать вас, не проявляйте свой темперамент, не мчитесь наперегонки: какое имеет значение, если вы попадете на работу на несколько секунд позже? Помните о правиле 90/10 и не беспокойтесь об этом.

Самолет опаздывает, это нарушает ваше расписание на весь день. Не проявляйте недовольства в адрес работников аэропорта, у них нет контроля над тем, что происходит с самолетом. Используйте неожиданно освободившееся время для чтения, для изучения чего-то. Познакомьтесь с другими пассажирами и проведите приятную беседу. Зачем впадать в состояние недовольства и повышать свое кровяное давление? Это не поможет в создавшейся ситуации.

Вы потеряли работу. Зачем страдать от бессонницы, нервничать и срываться на близких? Направьте свою тревожную энергию и время на поиск новой работы. Возможно, она будет лучше предыдущей.

Теперь вы знаете о правиле 90/10 принципе. Но мало просто знать, нужно применять знания в жизнь.

Вы ничего не потеряете, если попробуете применять в своей жизни правило 90/10. Поверьте, вы будете поражены результатами.

Это может изменить вашу жизнь!

Недавно я второй раз перечитала книгу "Семь навыков высокоэффективных людей" авторства Стивена Кови.

Первый раз читала еще несколько лет назад. Кое-что взяла на заметку, что-то начала применять, например, эмпатическое слушание.

На этот раз решила внедрить в свою жизнь сразу все семь навыков. Сделала для себя конспект, с самыми важными мыслями и идеями, чтобы запомнить и читать время от времени в режиме онлайн. Для этого выкладываю здесь этот краткий конспект, думаю, он будет полезен и другим читателям.

По сути это ключевые идеи книги "Семь навыков", главная выжимка.

В сети я нашла еще хорошие иллюстрации к навыкам высокоэффективных людей, приведу их здесь тоже.

Итак, Стивен Кови предлагает внедрить в жизнь эффективного человека следующие 7 навыков:

  1. Быть проактивным.
  2. Начиная дело представлять конечную цель.
  3. Сначала делать то, что нужно делать сначала.
  4. Думать и действовать в духе выиграл - выиграл (win-win).
  5. Сначала стараться услышать, а потом быть услышанным.
  6. Достигать синергии.
  7. Затачивать пилу (постоянно совершенствоваться и развиваться).

Вот что я записала себе по каждому навыку:

Навык 1. Быть проактивным.

Этот навык преследует цель сделать человека самостоятельным, деятельным и инициативным.

Проактивность опирается на активность и ответственность.

Навык проактивности учит решать проблемы находящиеся в круге своего влияния и приспосабливаться к условиям, на которые невозможно повлиять (не тратить на них время и силы) - т.е. тем которые вне своего круга влияния.

Проактивный человек, это такой человек, который осознал свои глубинные ценности, свои цели, сформулировал свои принципы и далее действует согласно этим принципам независимо от обстоятельств.

Проактивные личности умеют выбирать свою реакцию на различные виды внешних факторов раздражителей (физические, социальные, психологические и др.). Иными словами умеют реагировать не первой пришедшей в голову реакцией, а выбрать вариант соответствующий, опять же, своим принципам.

Навык 2. Начиная дело представлять конечную цель.

Этот навык рассматривается как система двойного творения. Сначала мы создаем что-то в своем воображении (а также в планах, целях, чертежах и т.д.) - это первое творение. Затем мы реализовываем задуманное в нашей реальности. Это второе творение.

В первое творение мы вкладываем не только опыт, но и свою совесть, свое сознание, свои принципы.

А свои принципы нужно найти, записать и оформить в личную миссию или личную конституцию. Такой документ создается достаточно долго, в нем выверяется каждое слово. Но потом этот документ становится именно тем базисом и фундаментом, через который человек смотрит на жизнь и принимает решения.

Личная миссия состоит из разделов:

  1. Каким вы хотите быть (характер).
  2. Что вы хотите делать (вклады и достижения).
  3. Ваши ценности и принципы (основа для ваших поступков).

Очень важно уделить достаточное время первому творению. Как в русской пословице: "7 раз отмерь, один отрежь".

Навык 3. Сначала делать то, что нужно делать сначала.

Этот принцип учит соблюдать принцип Парето, который гласит: "20% дел приносят 80% результата".

Очень важно научиться выделять важные дела и отдавать им больший приоритет, чем срочным.

Это означает постараться находиться в квадрате 2. Как правило, наиболее важные дела, они не срочные. Поэтому их люди постоянно откладывают. Но это именно те самые важные дела, которые могут кардинально изменить нашу жизнь.

Планирование лучше и комфортнее делать не ежедневное, а еженедельное. Т.е. вы планируете те дела, которые сделаете в течение недели, скажем в воскресение.

Чтобы делать больше дел из квадрата 2 - очень важно научиться искусству делегирования. И делегирование исполнения и, что важнее, - делегирование руководства.

Навык 4. Думать и действовать в духе выиграл - выиграл (win-win).

Этот навык учит добиваться своих целей таким образом, чтобы все стороны в результате достижения этих целей выигрывали. Чтобы в сделке или в результате договора были довольны все стороны.

Навык 4 основан на сотрудничестве и доверии. Результат выше, чем компромисс.

4 шага к win-win:

1. Представьте проблему с точки зрения другого человека.

2. Определите ключевые вопросы, заботы и опасения, связанные с проблемой.

3. Определите результаты, которые обеспечат полностью приемлемое решение.

4. Выявите новые возможности и варианты достижения этих результатов в координатах взаимного сотрудничества.

Кстати, «win-win» – любимый принцип известного предпринимателя Олега Тинькова:)

Навык 5. Сначала стараться услышать, а потом быть услышанным.

Этот навык учит эффективным коммуникациям с другими людьми. Важно научиться не просто слушать собеседника, но и обучиться навыку эмпатического слушания. Научиться сначала понять, а потом быть понятым.

На практике эмпатическое слушание подразумевает следующую цепочку.

1.Вы внимательно слушаете собеседника и стараетесь уловить и как можно глубже понять все его страхи, опасения, устремления и выгоды.

2.После прослушивания вы пересказываете своими словами проблематики и устремления собеседника. Например: "Правильно ли я понял, ваша задача состоит в том то и том то, при этом вырисовываются следующие проблемы и опасения и т.п."

4.В конечной фазе вы предлагаете свое решение или делаете предложение, желательно в концепции win-win. Как правило, оно будет принято.

Эмпатическое слушание незаменимо на всех видах переговоров, особенно деловых.

Навык 6. Достигать синергии.

Синергия - это объединение различных энергий для создания больших энергий. Создание целого из частей, причем это целое, всегда больше суммы этих частей. С точки зрения синергии 1+1 равно не 2, а 3 и более.

Нужно стремиться к сотрудничеству и партнерству, даже с конкурентами. Это всегда дает синергетический эффект.

Чтобы возникла синергия, должны выполняться следующие условия и требования:

Навык 7. Затачивать пилу

Навык 7 говорит нам о том, что саморазвитие - это путь длиною во всю жизнь. Необходимо постоянно обучаться, развиваться и совершенствоваться. Только в этом случае можно достичь подлинного успеха.

Для гармоничного развития, совершенствоваться нужно сразу в нескольких областях и измерениях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном, духовном, социальном.

Вот такое понимание изложенных в книге «7 навыков высокоэффективных людей» мыслей сложилось у меня. Если у вас есть свое понимание навыков высокоэффективных людей от Стивена Кови или вам есть чем дополнить этот материал - буду рада комментариям.

Ну и напоследок, видео, где Стивен Кови сам расскажет о своей книге и о семи навыках:

Но если понятия баланса, нехватки времени и само управление им только мифы, о чем мы здесь вообще говорим?

Умение распоряжаться временем действительно один из важнейших компонентов выдающейся жизни, так что вернемся к модели мышления ВВП . Если вы хотите эффективно распоряжаться им, вот чем вы на самом деле будете управлять.

    Своими приоритетами: вы и только вы должны решить, что для вас важнее всего.

    Своей сосредоточенностью: вы и только вы должны определять, чему и когда уделять внимание.

    Своими действиями: вы и только вы должны решать, что делать в определенный момент, час, день или неделю.

Умейте отличать важность от срочности

Мы часто по ошибке тратим время на дела, которые создают у нас мимолетное ощущение удовлетворения, но не приносят реальной пользы. Во многом это объясняется тем, что мы поддаемся влиянию срочности.

В любом нашем действии есть два компонента: важность и срочность. Необходимо понимать, что они не тождественны. Важность отвечает на вопрос: «Насколько сильно это влияет на мою жизнь?» Срочность «Как скоро это должно случиться?». Это два совершенно разных вопроса.

Матрица Эйзенхауэра

Считается, что впервые название этому способу понимания наших действий дал президент Дуайт Эйзенхауэр. Стивен Кови популяризовал эту модель в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей », но она называется «матрица Эйзенхауэра», и ее необходимо понимать. Матрица изображена на рисунке 1.

Я далеко не первым указываю на очевидный вывод: лучше проводить как можно больше времени в квадрате 2, но я пойду дальше. По сути, квадраты 1, 3 и 4 вас убьют, просто каждый по-своему и с разной скоростью.

Рис. 1. Матрица Эйзенхауэра

Квадрат 1
ВАЖНЫЕ и СРОЧНЫЕ

Примеры: инфаркт, приближение крайнего срока, подача налоговой декларации

Вызывает чувство восторга, но изнуряет - будьте осторожны.

Убивает вас, истощая ваши запасы энергии

Квадрат 2
ВАЖНЫЕ, но не срочные

Примеры: тренировки, постановка целей, уплата налогов

Потраченное здесь время - отличное ВЛОЖЕНИЕ, так как это сокращает количество времени, проведенного во всех остальных квадратах, к тому же приносит чувство большого удовлетворения!

Квадрат 3
СРОЧНЫЕ, но не важные

Примеры: помехи, проблемы других людей

Тратя здесь время, вы заняты/устаете, но потом разочарованы, так как на самом деле ничего не достигли

Убивает, заваливая вас множеством мелочей

Квадрат 4
Не срочные и не важные

Примеры: бессмысленный просмотр телепередач, сплетни, другие «расхитители времени»
Тратить время здесь просто скучно Убивает вас, разрушая вашу душу

Квадрат 1

Здесь находятся действия, которые одновременно важны (большое влияние) и срочны (ими нужно заняться сейчас). Это чрезвычайные жизненные обстоятельства. Если у вас выдавался день в квадрате 1, вы уставали, но это было приятно. Ведь вы блестяще справились с авралом и оказались на высоте в трудный момент. Ситуация была напряженной, но вы не подвели!

Добившись успеха в квадрате 1, вы чувствуете себя на верху блаженства, но здесь есть подвох. Вы можете пристраститься к такой жизни и, задержавшись там слишком долго, однажды столкнетесь с провалом. Либо вы попадете в трудное положение, которое окажется вам не по зубам, либо просто выдохнетесь. Квадрат 1 вызывает чувство восторга, но и сильный стресс. Умение достичь цели в нем очень полезно, но постоянная жизнь в нем удар по здоровью.

Квадрат 3

Вам известно, что некоторые дела отнимают время и силы, а взамен вы получаете мало или ничего. Они включены в квадрат 3, который Кови называл «обманчивым». У вас возникает заблуждение, будто ваши действия важны, но в итоге вы понимаете, что ничего не совершили . Проведя день в этом квадрате, вы ощущаете усталость и опустошенность.

В наше высокотехнологичное время очень легко выбросить на ветер целую неделю, месяц или жизнь, оказавшись в квадрате 3. Если вы не научитесь устанавливать границы и следить за их соблюдением, отказываться от определенных действий и говорить «нет» некоторым людям, случится вот что:

Помехи и проблемы других людей поглотят вашу жизнь. Всю без остатка! И это произойдет, потому что вы это допустите.

К счастью, этого можно избежать. Четко определив свои цели, внедрив «решение двух часов» и заботясь о своем уме (об этом вы узнаете в главе 11 и далее), вы избежите западни, но нужно сохранять бдительность. Если я сгущаю краски, пусть; просто я насмотрелся случаев, когда люди теряли годы в квадрате 3. Держитесь от него подальше!

Квадрат 4

Квадрат 4 состоит из действий, которые не важны и не срочны . Они влияют на вашу жизнь слабо или вообще никак, и никому не важно, выполняете ли вы их. Здесь находятся, например, бездумные перескакивания с одного телеканала на другой, бессмысленные игры, проверка своего кредитного рейтинга в третий раз за неделю и другие простые «расхитители времени». Я не буду описывать этот квадрат подробно, потому что вы и так поймете, когда попадете в его ловушку. Скажу только, что он убьет вашу карьеру, здоровье, отношения с людьми, финансы и амбиции, и вы даже не получите от этого удовольствия. Очутившись в квадрате 4, начните делать что-то другое. Просто сверните с того пути, который завел вас в этот квадрат.

Жизнь в квадратах 1, 3 и 4 убьет вас так или иначе, так что рассмотрим единственный квадрат, проведенное в котором время удачное вложение, а не трата.

Квадрат 2

Это важные, но не срочные дела . События, существенно влияющие на вашу жизнь, обычно начинаются с постановки сроков, до которых далеко; чаще конкретного срока нет. Например, тренировки, полноценное общение с семьей, постановка целей, чтение, молитвы сильно влияют на нашу жизнь, обогащают ее, и вы никогда не завершите эти действия.

Вы будете выполнять их всегда и охотно, потому что они подпитывают вас, а не истощают. День, проведенный в квадрате 2, оставляет ощущение, что вы сделали нечто по-настоящему полезное для себя. И в конце такого дня у вас будет больше энергии, чем в начале.

Говорят, действительно важные дела обычно не бывают срочными, и наоборот. Подвох в том, что наш мозг запрограммирован природой реагировать не на важное, а на срочное. Положение усугубляется тем, что наше общество поощряет такой подход. Все это значит, что если вы намерены тратить время с умом на действительно важное, то вам понадобится система.

Ее мы сейчас и рассмотрим.

Из главы 11 вы узнаете о «решении двух часов». Это всесторонний подход к созданию графика. Он точно поможет вам сокращать время на действия, которые вас истощают, и расходовать на то, что сделает вас сильнее. Но в этой главе мы заложим основы такой системы распоряжения временем.

Ваша система начинается с правильных вопросов.

Самые важные вопросы при управлении временем

Вы хотите получить план действий, который займет 2 минуты, но улучшит способы использования времени на всю оставшуюся жизнь?

Запишите на листе эти три вопроса и поместите его на видное место .

  • В каком квадрате я нахожусь в данный момент?
  • Мои действия в данный момент помогают мне продвинуться к целям?
  • Лучший ли это способ распорядиться временем прямо сейчас?

Вот и все три вопроса на листе. Слишком просто? Простота обманчива, ведь эти три вопроса очень действенный прием для обучения вашего мозга. Вне зависимости от ответов сами они создают для вас беспроигрышные ситуации. Все они помогают мозгу так же эффективно, как и три вопроса «разумного чтения».

Я подробнее остановлюсь на их пользе в главе 14, но сейчас подчеркну: это великолепная тройка. В основном они повышают осознанность: нельзя вырваться из западни, не зная, что вы в нее попали.

Одно только повышение осознанности автоматически приказывает вашей модели мышления ВВП работать на вас. Определив, в каком квадрате вы находитесь, вы автоматически побуждаете свой мозг к поиску более продуктивного пути.

Спрашивая, продвигают ли вас нынешние действия к вашим целям, вы автоматически начинаете лучше осознавать свои цели. Задаваясь вопросом, действительно ли ваши нынешние действия лучшее применение вашего времени, вы автоматически начинаете лучше осознавать, каким был бы оптимальный путь . А главное, даже если ответы вас не удовлетворяют, сами вопросы повышают эффективность использования времени.

Задавайте себе только эти три вопроса несколько раз в день в течение недели, и вы заметите, что производите полезные коррективы в своих действиях гораздо быстрее. Делайте это постоянно в течение трех недель, и вы создадите положительный импульс в каждой области своей жизни.

Запишите эти три вопроса на листе бумаги прямо сейчас, если вы еще этого не сделали. А лучше сделайте один экземпляр для офиса, второй для дома, третий для машины. Повесив их там, вы улучшите свое осознание времени раз и навсегда.

Вывод таков: легко поддаться мифам и сделать неправильные выводы по поводу времени, которое есть у нас в распоряжении. Все получают ровно те же 168 часов в неделю. Управлять временем нельзя, но можно управлять собой: своими действиями и сосредоточенностью. И тогда ваша жизнь резко улучшается. Из глав 11 и 12 вы узнаете, как именно это делать.