Общественный аудит. Социальный аудит компаний

Определение социального аудита.

Социальный аудит — процесс оценки, подготовки отчёта, повышения эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения её воздействия на общество в целом. При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности. Им оцениваются прежде всего формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов. Подобно внутреннему финансовому аудиту, социальный аудит требует чёткой постановки критериев исследования: каких результатов компания стремится достичь, мнение каких групп общественности влияет на успех её бизнеса и в каких показателях будет измеряться её эффективность.

Социальный аудит в системе социального управления (Мешков)

Что конкретно изучает социальный аудит на уровне предприятия и что он дает предприятию?

На уровне предприятия исследуются следующие вопросы, касающиеся конкретных характеристик качества трудовой жизни:

1. Аудит трудового потенциала:

Профессионализм

Образование

Этнокультура

Психофизическое состояние

2. Аудит мотивационного поля

Отношение к собственности

Материальное стимулирование труда

Моральное стимулирование труда

Социальная защищенность труженика

Эргономика

Участие труженика в управлении

Корпоративная культура

Мы также изучаем психологический фон, имеющийся в трудовом коллективе: положительный, который порождает энтузиазм, воодушевление, сплоченность, благожелательную атмосферу, желание к труду и т.д. и отрицательный, который приводит к безразличию, враждебности, намеренному замалчиванию проблем, неискренности и т.д.

Иными словами, мы анализируем влияние психологических особенностей людей на социальный климат и мотивацию к труду.

Следовательно, улучшение социального климата следует рассматривать как один из важнейших факторов увеличения эффективности деятельности предприятия.

Таким образом, мы можем говорить, что социальный аудит является одним из важнейших факторов увеличения эффективности деятельности предприятия.

Проведение социального аудита дает следующий эффект:

Сокращает операционные расходы;

Улучшает имидж и репутацию, напомню вам, что сегодня только 30% рыночной стоимости предприятия отражаются в балансе, остальное-имидж, репутация, организация труда, ноу-хау и т.д.;

Повышает продажи и лояльность потребителей;

Снижает текучесть кадров (здесь хотелось бы добавить, что организация ведения бизнеса на предприятии влияет на конкурентоспособность управления кадрами. При наличии выбора большинство потенциальных сотрудников, в том числе лучшие выпускники вузов, не будут заинтересованы в работе компаний, которые не придерживаются передовых стандартов корпоративного управления. В процессе выбора работы, при условии интереса со стороны конкурентов и нехватки квалифицированных специалистов, они сделают выбор в пользу компании с более высокими стандартами в работе;

Повышает лояльность персонала, повышает мотивацию сотрудников (система мер по мотивации персонала - это мощное оружие, позволяющее повысить прибыльность работы предприятия);

Сокращает давление со стороны проверяющих органов;

Предоставляет доступ к капиталу.

И в совокупности все это приводит к увеличению финансовых показателей предприятия.

Таким образом, в свете вышеизложенного хочу обратить ваше внимание, что социальный аудит не только исследует особенности социоэкономических отношений в обществе, но и предлагает практический инструментарий и методологию.

Социальный аудит при наличии государственной воли и общественной поддержки позволяет создать реальную систему диагностики общественного прогресса и сформировать один из каналов адекватной и неангажированной информации для органов статистики.

Как проводить социальный аудит? (Туркин Сергей - Директор агентства "Социальные Инвестиции»)

Шаг первый - необходимо получить согласие и обеспечить вовлеченность руководства компании. Желание руководства провести социальный аудит возникает чаще всего тогда, когда в компании что-то не так, причем традиционными способами не удается выяснить, что именно и как с этим справиться.

Шаг второй - формирование управляющего комитета (steering committee) по проведению социального аудита. Как правило, этот комитет состоит из топ-менеджеров компании, представляющих ведущие подразделения, и из менеджеров, которые будут непосредственно участвовать в проведении социального аудита.

Шаг третий - создание команды аудиторов, ведущих менеджеров, экспертов по организационному развитию. Эти люди сообща разрабатывают методологию обследования и вопросник. Команда будет исследовать, насколько реальная практика компании соответствует ее видению и миссии.

Шаг четвертый - проведение диагностики корпоративной культуры и выявление функциональных областей, которые требуют анализа и улучшений: менеджмент качества, отношения с потребителями и персоналом, охрана окружающей среды, отношения с местными сообществами. В зависимости от потребностей компании целевые группы исследования могут быть расширены (например, отношения с инвесторами, местной и федеральной властью).

Шаг пятый - анализ миссии компании, выделение областей и обстоятельств, когда заявленные миссия и цели компании не совпадают с реальной практикой.

Шаг шестой - поиск видимых и скрытых причин, по которым цели компании и реальная практика не совпадают.

Шаг седьмой - сбор необходимой информации о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли, исследование подобных примеров по выявленным проблемам.

Шаг восьмой - проведение интервью с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребители, сотрудники, местные и федеральные чиновники) для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения компании.

Шаг девятый - сопоставление внутренних данных и внешних ожиданий.

Шаг десятый - составление финального отчета для управляющего комитета и менеджеров компании.

Социальный аудит — новое явление в современных общественных науках и социальной практике мирового рыночного хозяйства.

По охвату объектов своего обследования социальный аудит является несравнимо более комплексным и широким в сравнении с другими видами аудита. Он призван дать оценку социального климата на разных уровнях.

Несмотря на то, что социальный аудит очень молод, тем не менее, он быстро завоевывает все более широкие позиции и, прежде всего, в странах с развитыми рыночными отношениями.

В России социальный аудит уже пробивает себе дорогу.

1. Понятие социального аудита

Общее определение социального аудита трудовых отношений: это эффективный инструмент национальной системы социального партнерства, позволяющий осуществить диалог и прийти к социальному консенсусу между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного и прозрачного социального обследования, имеющего целью регулирование процесс воспроизводства и развития трудовых ресурсов.

Практика показывает, что сегодня социальный аудит может быть внутренним и внешним, носить отраслевой, корпоративный, региональный или местный характер. Социальный аудит может отличаться масштабами (быть частичным, выборочным, развернутым, полным) и носить различный временной (краткосрочный, разовый, долгосрочный, периодический, непрерывный) характер. Он может использоваться как важный инструмент оперативного, тактического и стратегического менеджмента.

В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими методами анализа нефинансовой отчетности.

Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности.

Социальный аудит есть один из механизмов системы руководства и управления социальным развитием, а также способ мониторинга, предназначенный для наблюдения сферы социоэкономических отношений.

Цель социального аудита — получение объективной информации о характере социоэкономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека).

Предметом социального аудита является достоверная и объективная информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции и другие нормативные акты), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные и тому подобное.

Объектом социального аудита становятся социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех — и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой (т.е. на всех направлениях деятельности предприятия, связанных с формированием его корпоративного имиджа, обеспечением профессионального роста работников, созданием для них благоприятного социально-психологического климата, безопасных условий труда и т. д.).

Однако следует обратить внимание на тот факт, что социальный аудит во многом сложнее, чем финансовый, экологический или другие виды аудита. Ведь предметом обследования здесь являются не просто материальные активы или финансово-экономическая и другая информация, а человеческий ресурс.

2. История социального аудита

История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, пожертвования, волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).

В 1960-е — 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.

Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена… на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором «социально ответственного поведения».

В последней трети ХХ в. При формировании инвестиционных портфелей стал учитываться уровень корпоративной социальной ответственности компаний — эмитентов ценных бумаг, появились индексы фондовых инвестиций в социально-ориентированные организации. C 1971 по 1977 г. число компаний из списка 500, представивших СА, увеличилось с 239 до 45 667. Однако международных экологических и социальных стандартов в то время еще не существовало, а большинство имеющихся были разрознены, носили случайный и ответный характер (работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов). Ситуация стала меняться в 2000 г., когда около половины крупнейших мировых компаний представили глобальные доклады по экологическим программам (Global Environmental Reports), а 54% - по программам в области социальной ответственности и КГ68. В 2001 г. первой международной компанией, которая приняла решение о запуске программы социальной отчетности на глобальном уровне явилась «British American Tobaco».

Таким образом, к началу XXI века в индустриально развитых странах социальный аудит выделяется в самостоятельное теоретическое и практическое направление предпринимательской деятельности и становится непременным элементом экономики. В этих странах формируется и успешно реализуется организационно-правовая основа социального аудита, создающая необходимые условия для работы социальных аудиторов. Сущность социального аудита заключается в предоставлении заказчику аудита независимой и адекватной информации, полученной в результате анализа проблем, очерченных заказчиком. Социальный аудит позволяет выявить существующие риски в социально-трудовой сфере на уровне предприятия и разработать меры по их устранению. Более того, в условиях стремительного процесса глобализации социальный аудит как осознанная социально-экономическая необходимость начал выходить за границы индустриально развитых государств и начал распространяться по всему миру. Создаются институты социального аудита в Алжире, Люксембурге, Марокко, Сенегале и в Тунисе. Большой интерес к социальному аудиту начинают проявлять в Китае.

3. Социальный аудит в России

Становление социального аудита в России в значительной степени является результатом процесса глобализации социоэкономических отношений в контексте современного мирового рыночного хозяйства. Естественно, что и в формировании российской системы социального аудита, находит свое отражение и многие универсальные черты, характеризующие историческую эволюцию социально-трудовых отношений мирового сообщества.

Не случайно, что социальный аудит возник первоначально в странах с развитой рыночной экономики и причем всего 25−30 лет назад. Безусловно, социальный аудит становится необходимым на определенной ступени зрелости рыночных отношений, когда уже не финансовые, а трудовые ресурсы становятся решающим фактором эффективной деятельности предприятия.

В настоящее время в России начинает формироваться философия корпоративной социальной ответственности бизнеса, усиливается внимание к повышению положительного имиджа российских компаний, разрабатываются корпоративные этические стандарты. Все это направлено на изменение отрицательного отношения в обществе к бизнесу, формирование положительной репутации российского бизнеса на международной арене.

Одной из оптимальных и универсальных технологий исследования и управления социальными процессами в нашей стране явилась Концепция российской модели социального аудита, разработанная в 2007 году по инициативе Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) коллективом ученых и преподавателей Академии труда и социальных отношений под руководством профессора Попова Ю. Н. (АТиСО). В начале 2008 года Концепция была обсуждена и получила одобрение на заседаниях рабочей группы Российской трехсторонней комиссии (РТК).

Ценность Концепции состоит в том, что возникло желание установить общие Правила с ясными понятиями для всех сторон социального партнерства. И еще, если будут разработаны четкие социальные стандарты, работодатели будут заказчиками социального аудита, чтобы их предприятия соответствовали этим стандартам.

По мнению В. Т. Понизова, «ответственного секретаря Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, кандидата экономических наук»: в России созрели все предпосылки к тому, чтобы Концепция российской модели приобрела более практическую направленность.

Безусловной поддержки заслуживает предложение Академии труда и социальных отношений о необходимости разработки проекта федерального закона «О социальном аудите в Российской Федерации».

В рамках реализации Концепции российской модели социального аудита Академия в октябре 2007 года учредила Национальный институт социального аудита (НИСА), одной из основных целей деятельности которого является апробация, внедрение и развитие на практике модели социального аудита в Российской Федерации.

Организационно-правовой формой НИСА является автономная некоммерческая организация, что позволяет рассматривать НИСА как независимый институт гражданского общества {www..

В ходе своей практической работы институт столкнулся со следующими проблемами:

Во-первых, это недостаток квалифицированных специалистов, к которым должны быть предъявлены самые высокие требование, такие как:

— подтверждение высокой квалификации научной степенью не ниже кандидата наук в своей сфере;

— способность к обобщениям, конкретизации и уточнениям, которые могут и не содержаться в первоначальном задании;

— опыт участия и компетентность в проведении социометрических и социологических исследованиях.

Здесь же хотелось бы отметить и основные этические принципы изложенные, в разработанном этическом кодексе социального аудитора: Профессионализм, Объективность, Независимость.

Во-вторых, это обвинение в исполнении социальными аудиторами функций государства (инспекций по труду, аттестации рабочих мест).

Но, как мы уже знаем, социальный аудит представляет собой комплексное, охватывающее во взаимосвязях отдельных элементов, исследование социоэкономических отношений, куда составными частями входят и вопросы, находящиеся в ведении инспекции труда и встречающиеся при аттестации рабочих мест.

Кроме того, можно констатировать, что работа инспекции труда и аттестация рабочих мест регламентированы российским законодательством, их главная цель заключается в контроле и надзоре, а также сертификации производственных объектов. Что же касается социального аудита, то он не имеет на сегодняшний день законодательной базы, сама процедура социального аудита носит добровольный характер, и он не является контролирующим и надзирающим инструментом.

4. Современный этап развития социального аудита в России

Российская модель обусловлена многими факторами и, в первую очередь, историческими традициями, национальным менталитетом, спецификой структуры социоэкономических отношений:

ѕ государство воспринимается россиянами как главенствующий орган и верховный арбитр в управлении общественными отношениями;

ѕ важная роль в формировании социальных сообществ отводится коммунитаризму;

ѕ приверженность россиян принципу социальной справедливости;

ѕ неуважение к частной собственности и законам;

ѕ общее благо как основная цель социальной деятельности и альтернатива личной выгоде;

ѕ традиции благотворительности и меценатства российского бизнесоциальный аудит и др.

В настоящее время в России известны и практикуются отдельные разновидности социального аудита: аудит охраны труда, аудит оплаты труда, экологический аудит и т. д. Особо можно выделить аудит системы управления человеческими ресурсами, который в центр анализа и оценки социоэкономических отношений ставит человека.

Общая схема социального аудита системы управления человеческими ресурсами представлена двумя блоками.

Первый блок представляют факторы трудового потенциала трудового коллектива:

1. Фактор профессионализма. Под этим фактором понимается качественная характеристика работника, с учетом особенности его трудовых и социальных компетенций.

2. Фактор этнокультуры содержит в себе вопросы наличия и характера этнокультурной выраженности в трудовом коллективе и ее влияние на качество социоэкономических отношений.

3. Психофизический фактор. Состояние психического и физического здоровья работника являются важным фактором успеха профессиональной деятельности трудового коллектива. Знание текущего уровня психофизического состояния работника необходимо руководителю для оптимизации этих ресурсов.

4. Фактор образования. В данном случае анализируется образовательный уровень работников, определяющий качественные черты мышления работника. Рассматривается также характер и направленность образования, которое подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Второй блок включает в себя факторы мотивационного поля. В настоящее время в России, как, впрочем, и во всем мире, одной из ключевых проблем, связанных с человеком на производстве, является проблема его трудовой мотивации. Значение мотивации человека на рабочем месте в России сегодня резко возросло, так как обостряются проблемы темпов развития экономики, производительности труда, неблагоприятной возрастной структуры населения.

В настоящее время можно констатировать, что общая картина практической реализации российской модели социального аудита характеризуется следующими особенностями:

ѕ правовым вакуумом в области социального аудита;

ѕ отсутствием единой, универсальной системы критериев для аудиторских заключений в социальной сфере и социальной отчетности российских предприятий;

ѕ отсутствием методического центра и координирующего органа по развитию социального аудита;

ѕ растущим пониманием значимости социального аудита и спросом на аудиторские услуги со стороны власти, работодателей и общественных организаций, в первую очередь профсоюзов;

ѕ наличием ряда организаций, занимающихся социальным аудитом, зачастую не имеющих квалифицированных кадров;

ѕ стихийностью образования фирм, предлагающих услуги социального аудита;

ѕ постепенным проникновением в страну и расширением влияния западных аудиторских фирм.

Очевидно, что современный этап развития российской модели социального аудита ставит на повестку дня решение следующих задач:

1. Разработка и принятие закона РФ о социальном аудите, определяющего:

ѕ механизмы его осуществления;

ѕ полномочия и ответственность организации, занимающихся аудиторской деятельностью в сфере социальных отношений.

2. Создание при Российской трехсторонней комиссии (РТК) Совет по аудиторской деятельности, функциями которого будут:

ѕ разработка и осуществление единой политики социального аудита в РФ;

ѕ осуществление взаимодействия власти, работодателей и профсоюзов по внедрению социального аудита в практику реализации социальной политики государства;

ѕ аккредитация организаций, занимающихся социальным аудитом и ведение реестра аккредитованных аудиторских фирм.

3. Формирование при Общественной палате РФ комиссии по развитию социального аудита в РФ, задачами которой будут:

ѕ всемерное содействие превращению социального аудита в необходимый и действенный инструмент изучения и решения социальных проблем общества;

ѕ обеспечение Общественной палаты эффективным инструментом контроля деятельности органов исполнительной власти в социальной сфере на основе социального аудита;

ѕ контроль деятельности организаций, предоставляющих услуги социального аудита, и соблюдения ими законодательства;

ѕ разработка условий проведения конкурсов «регион социальной ответственности», а также «вуз высокой социальной эффективности»;

ѕ контроль над соблюдением правовых норм, регулирующих аудиторскую деятельность в сфере социоэкономических отношений.

4. Создание российского Научно-методического центра социального аудита на базе Национального института социального аудита, располагающего необходимой научной, методологической базой и кадровым потенциалом, который будет заниматься:

ѕ научно-методическим обеспечением социального аудита в РФ;

ѕ решением вопросов профессиональной подготовки аудиторских кадров на базе Академии труда и социальных отношений;

ѕ разработкой системы обучения, повышения квалификации и аттестации социальных аудиторов для высших учебных заведений в регионах страны;

ѕ определением единых подходов к организации и содержанию социального аудита в РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тульский государственный университет"

Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа по дисциплине

"Основы социального государства"

" Социальный аудит . Основные цели и сфера применения "

Выполнил: студент гр.730421

Рябова Ульяна

Научный руководитель:

кандидат соц. наук, доцент Бондаренко А.И.

Содержание

  • Введение
  • Понятие социального аудита
  • Заключение

Введение

Социальный аудит в современной России и теоретически, и практически переживает этап становления, хотя и в одном, и в другом направлениях уже сделано немало. Здесь, прежде всего, следует выделить Концепцию российской модели социального аудита, разработанную группой ученых Академии труда и социальных отношений как, впрочем, и опытно-экспериментальную работу по апробации и внедрению основных ее положений в практику, в т. ч. создание Национального института социального аудита.

Социальный аудит (СА) - новое явление в современных общественных науках и социальной практике мирового рыночного хозяйства.

В теоретико-методологическом плане СА опирается на концепцию социоэкономикиСоциоэкономика - направление, основанное Амитаем Этциони, развивается параллельно экономической социологии, в основном опираясь на критику неоклассического подхода. - междисциплинарную научную дисциплину, в центре которой находится процесс воспроизводства человеческих ресурсов. Практическое значение СА заключается в том, что он может служить в качестве эффективного инструмента регулирования социоэкономических отношений и тем самым значительно повысить уровень управления человеческими ресурсами - решающим фактором производства в условиях современного рыночного хозяйства.

Особую актуальность СА представляет для России. И дело здесь не только и не столько в экономической рентабельности СА. Необходимо учитывать несколько важных обстоятельств. Во-первых, особая роль социальных отношений в отечественной истории и, в частности, пожалуй, то, что ни одна страна в мире не пережила в прошлом веке столько социальных потрясений как Россия. Во-вторых, совсем недавно, в 90-х годах, наша страна пережила тяжелейший системный кризис, который нанес наибольший ущерб именно социальной сфере, тяжелые последствия которого сказываются и по сей день. В-третьих, Россия в настоящее время переживает качественно новый этап своего социально-экономического развития, когда стратегическими задачами стали борьба с бедностью, реализация национальных программ (образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие сельского хозяйства). В-четвертых, в условиях глобализации социоэкономических отношений Россия может обеспечить устойчивое и долгосрочное развитие, занять более достойное место в мировом сообществе только на основе инновационной экономики, в которой решающую роль должны сыграть человеческие ресурсы. СА и является тем эффективным инструментом регулирования человеческих ресурсов, позволяющим избежать социальных потрясений, сформировать систему управления социальными рисками на основе диалога между социальными и деловыми партнерами, реализовать социальные стратегические цели, и тем самым способствовать превращению России в подлинно социальное государство.

Основная цель работы заключается в изучении социального аудита. Для достижении поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

u изучается понятие социального аудита;

u выявляются основные цели и задачи социального аудита;

u рассматривается сфера применения социального аудита;

Объектом социального аудита являются социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех - и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой

Предметом социального аудита является достоверная и объективная социоэкономическая информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные.

Понятие социального аудита

Общее определение социального аудита трудовых отношений: это эффективный инструмент национальной системы социального партнерства, позволяющий осуществить диалог и прийти к социальному консенсусу между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного и прозрачного социального обследования, имеющего целью регулирование процесс воспроизводства и развития трудовых ресурсов.

Практика показывает, что сегодня социальный аудит может быть внутренним и внешним, носить отраслевой, корпоративный, региональный или местный характер. Социальный аудит может отличаться масштабами (быть частичным, выборочным, развернутым, полным) и носить различный временной (краткосрочный, разовый, долгосрочный, периодический, непрерывный) характер. Он может использоваться как важный инструмент оперативного, тактического и стратегического менеджмента.

В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими методами анализа нефинансовой отчетности.

Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности.

Социальный аудит есть один из механизмов системы руководства и управления социальным развитием, а также способ мониторинга, предназначенный для наблюдения сферы социоэкономических отношений.

Цель социального аудита - получение объективной информации о характере социоэкономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека).

Особенности формирования социального аудита в России

Особенности российской модели социального аудита обусловлены многими факторами и, в первую очередь, историческими традициями, национальным менталитетом, спецификой социоэкономических отношений.

Принципиально важной особенностью российской модели является то, что социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства. Включенность российского социального аудита в систему социального партнерства значительно расширяет круг заказчиков обследования социоэкономических отношений.

Одной из важных особенностей российской модели социального аудита следует считать ее строго добровольных характер, т.е. каждая из заинтересованных сторон сама, по своему усмотрению, решает быть ей заказчиком или нет. Результаты, полученные в ходе проведения социального аудита, остаются у заказчика аудита.

Для российской модели социального аудита характерна также ее стратегическая направленность. За рубежом социальный аудит преимущественно используется в оперативном и тактическом социальном менеджменте. В России же стратегический характер социального аудита во многом определяется возможностью его использования на более высоких уровнях (федеральном, региональном, отраслевом и др.), а также относительно более длительным периодом формирования нравственных норм и деловой этики, правил взаимоотношения между бизнесом и обществом.

Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства

Социальный аудит в России начинает формироваться в тесной связи с системой социального партнерства, прочная основа которого закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации, а также в законодательных актах большинства российских регионов.

Социальное партнерство можно определить как систему взаимодействия между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления и неправительственными организациями, направленную на достижение консенсуса в сфере социоэкономических отношений. Существует объективная основа непосредственной заинтересованности в социальном аудите прежде всего самого бизнес-сообщества и представляющих его организаций.

Основная заинтересованность профсоюзов в социальном аудите состоит в том, что их участие в нем позволяет:

- значительно укрепить свои позиции в системе социального партнерства и более эффективно осуществлять защитную функцию;

- включить в объект аудиторского обследования условия различных коллективных договоров и соглашений, всех уровней и сфер, что, безусловно, повышает степень выполнения взаимных обязательств социальных партнеров;

- добиться равноправного диалога, в котором используются результаты независимого социального аудита, что дает профсоюзам возможность на основе аналитических результатов аудита достигнуть социального консенсуса всех заинтересованных сторон;

- усилить влияние на процесс сближения российской социальной системы норм и правил с мировыми стандартами, в т. ч. сближение российского законодательства по охране труда и здоровью работников с законодательством Европейского союза;

- повысить эффективность работы профсоюзной правовой инспекции труда.

Заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в применении системы социального аудита может быть выражена в том, что они имеют возможность:

- получить адекватную и объективную информацию об общественных отношениях в соответствующих сферах социоэкономической и экологической жизни общества на всех уровнях;

- вскрыть латентные формы социальной напряженности в национальной экономике и своевременно принять необходимые меры;

- более эффективно регулировать социоэкономические отношения через механизмы системы социального партнерства;

- постоянно проводить изучение, анализ и оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- выверить степень реализации национальных проектов социальной направленности;

- формировать адекватную требованиям жизни правовую основу, регулирующую социально-трудовые отношения и систему социального аудита.

Таким образом, привлечение к социальному аудиту институтов гражданского общества позволяет государству выступать не в качестве контролера, а, преимущественно, как координатора социоэкономических отношений и тем самым придавать более гибкий характер системе регулирования отношений в социальной сфере.

Исходя из характерных черт и особенностей социального аудита в России, его можно считать, эффективным инструментом социального партнерства, позволяющим осуществлять диалог между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного, независимого и объективного аудиторского обследования, имеющего целью достижение консенсуса в регулировании социоэкономических отношений.

Технология проведения социального аудита

Разработка, конструирование любой социальной технологии, в том числе, и социального аудита, имеет несколько этапов:

· теоретический: определение цели, объекта технологизации; расщепление социального объекта на составляющие и выявление социальных связей;

· методологический: выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации;

· процедурный: организация практической деятельности по разработке социальных технологий.

Суть социального аудита, в конечном итоге, сводится к следующему: на основе собранной информации и последующего сравнения, сопоставления социоэкономических показателей конкретных предприятий, отрасли или региона с определенными эталонами, провести анализ фактического состояния этих показателей, выявить их динамику (положительную или отрицательную), определить воздействие на результаты деятельности объекта социального аудита, сформулировать выводы и рекомендации.

В качестве эталонов достижения социоэкономических показателей могут выступать:

· лучшие результаты, достигнутые самим объектом социального аудита в прошлые периоды времени;

· плановые (рекомендуемые) уровни достижений, закрепленные в соответствующих документах (коллективном договоре, тарифном соглашении, плане социального развития предприятия или отрасли и пр.);

· нормативные уровни показателей;

· средние или лучшие результаты: для предприятия - у аналогичных предприятий в отрасли, регионе, стране; для отрасли в других отраслях и в стране; для региона - в других регионах и в стране;

· оптимальные величины достижений у других объектов, аналогичных объекту социального аудита, т.е. те пределы, при достижении которых на этих объектах была получена наибольшая эффективность;

· соответствующие нормы Международной организации труда;

· подтверждение соответствия социоэкономических показателей действующему законодательству РФ.

Проведение подобного сравнения с определенным эталоном имеет цель проследить динамику того или иного социоэкономического показателя, выявить и охарактеризовать его взаимосвязь со всей системой показателей, определить влияние на те или иные социоэкономические процессы, происходящие на объекте социального аудита, а в конечном итоге, оценить его с точки зрения влияния на всю деятельность объекта социального аудита.

Эта оценка является базовой в системе и последовательности дальнейших возможных аналитических процедур социального аудита:

· рассмотрение каждого социоэкономического показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия, отрасли, региона;

· выявление факторов, повлиявших на величину конкретных социоэкономических показателей, и расчеты возможных изменений этих показателей при модификации того или иного фактора;

· прогнозирование необходимых величин социоэкономических показателей на перспективу и установление способов достижения этих величин;

· выявление взаимозависимости показателей социоэкономического состояния и обеспечения целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности в целом предприятия, отрасли, региона;

· обоснование гипотез развития социоэкономических показателей и состояния предприятия, отрасли, региона при соответствующем изменении условий их деятельности.

Технология проведения социального аудита вне зависимости от используемых методов, имеет логическую систему последовательности действий и состоит из следующих шагов.

Как правило, на предприятиях, в отраслях и регионах должен использоваться внешний аудит. Руководство обращается к агентству социального аудита с приглашением провести экспертизу социального характера, например, при необходимости кардинального решения социальных вопросов при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем, выявления причин недовольства сотрудников и пр.

Социальный аудитор, осуществляющий такую работу, должен хорошо ориентироваться не только в социальной политике, но и в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право.

При непосредственном проведении социального аудита основными этапами деятельности социального аудитора являются:

· знакомство с поставленной задачей (задачами);

· определение границ своих действий;

социальный аудит аудитор

· изучение социального баланса и другой документации самого объекта социального аудита (предприятие, отрасль, регион) и нормативных документов;

· составление вопросников и анкет;

· подготовка детализированной рабочей программы;

· реализация работы;

· составление отчета.

Такая экспертиза одного или нескольких однопрофильных предприятий может потребовать, например, от одного до нескольких месяцев при работе команды социальных аудиторов из нескольких человек с привлечением по отдельным проблемам необходимых специалистов.

Социальный аудитор должен начать проверку с изучения и исследования результатов деятельности предприятия, отрасли или региона, чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить все отклонения от норм и стандартов, если таковые имеются. Сравнение, как уже отмечалось, может быть проведено с лучшими достижениями, имеющимися у других предприятий, регионов, в целом по стране. Особое внимание при этом уделяется нефинансовой и социальной отчетности, финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, результатам анкетирования, опроса, а также расходам на содержание персонала, на решение экологических проблем, на развитие социальных программ и т.п.

Для описания социальной политики нужно вычленить несколько наиболее значимых индикаторов в зависимости от целей социального аудита в каждом конкретном случае. Например:

· занятость (ее уровень, природа предложенного труда, обеспечение стабильности состава работников, влияние нововведений, практика продвижения по службе, гендерная политика, занятость женщин, лиц пожилого возраста и других уязвимых категорий работников);

· оплата и стимулирование труда (относительный уровень вознаграждений, их виды, динамика и структура, нижний уровень заработной платы и т.д.);

· безопасность и улучшение условий труда (вложение финансовых средств в эту область и оценка полученных результатов);

· профессиональное обучение (объем, виды, содержание, продолжительность, стоимость);

· состояние экологии и т.п.

После анализа социальной политики на изучаемом объекте социального аудита формулируются его сильные и слабые стороны, ставится общий диагноз.

Диагностика позволяет выявить принципиальные источники социальных рисков, связи и случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики; зоны социальных издержек.

Перед началом обследования социальный аудитор должен четко зафиксировать для себя три основных отправных момента:

· убедиться в том, что существует реальность создания равновесия между выгодой заказчика социального аудита и надеждами работников;

· оценить возможность использования получаемых результатов для проведения в жизнь главных целей в области социальной политики;

· определить тип социального аудита и объекты изучения.

Поэтому важно правильно классифицировать социальный аудит.

В зависимости от сроков, характера, целей и др. параметров социальный аудит можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от характера объектов управления социальный аудит проводится:

· в целом по стране;

· в отраслях;

· в регионах;

· на предприятии, в организации.

По роли социального аудита в управлении социоэкономическими процессами:

· внутренний социальный аудит, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона;

· внешний социальный аудит, который проводится агентствами социального аудита, является составной частью нефинансовой отчетности и обеспечивает соответствующей не только руководство предприятия, отрасли, региона, но и внешних пользователей, в первую очередь, социальных партнеров.

По периодичности проведения социального аудита:

· перспективный социальный аудит, направленный на разработку прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона;

· оперативный социальный аудит, проводимый в определенные сроки;

· текущий социальный аудит, который проводится в период подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот или иной период.

По субъектам управления социальными процессами социальный аудит проводится:

· руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом совместно;

· руководством;

· профсоюзами;

· бизнес-сообществом, предпринимателями;

· агентствами социального аудита.

· полный, в случае исследования всей социоэкономической деятельности предприятия, отрасли, региона;

· локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли или региона;

· тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономической системы.

По функциональному содержанию выполняемых процедур социальный аудит можно подразделить на:

· социальный аудит соответствия;

· социальный аудит эффективности;

· социальный аудит стратегический.

Сфера применения социального аудита

Социальный аудит применяется социологами для диагностики состояния и функционирования социальной системы и системы управления, оценки эффективности управления. Таким образом, основной целью социального аудита является оптимизация управления, повышение его эффективности.

Процедура социального аудита включает три основных этапа. На первом этапе исследования осуществляется социологическая диагностика состояния и функционирования социальной системы. Для диагностики необходима научно обоснованная, методологически выверенная комплексная социологическая методика, основанная на системе объективных и субъективных, количественных и качественных показателей, которые могут быть измерены с помощью различных социологических методов. Диагностическая методика основана на интеграции таких методов исследования как опрос населения, фокус-группа, экспертный опрос, анализ официальных документов, характеризующих деятельность администрации города, а также анализ статистических показателей уровня социально-экономического развития муниципального образования. Второй этап социального аудита - оценка социальной эффективности деятельности органов власти.

В связи с этим особую актуальность приобретает разработка концептуальных моделей социальной эффективности деятельности органов власти, поиск критериев ее оценки, а также выявление факторов, оказывающих влияние на социальную эффективность.

Третий этап социального аудита - проектирование, разработка и внедрение социальных технологий, которые способствовали бы оптимизации муниципального управления, повышению его социальной эффективности.

Таким образом, технология социального аудита соответствует принципам социоинженерного подхода, поэтому достаточно успешно может применяться для анализа и оценки эффективности муниципального управления. К преимуществам данной технологии можно отнести: технологичность, алгоритмичность, комплексный характер, сочетание статистических и социологических показателей, применение количественных и неколичественных методов, позволяющих получить достоверные данные.

Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Значение отечественного социального аудита не ограничивается только подключением нашей страны к глобализации социоэкономических отношений. Научная актуальность и практическая злободневность социального аудита в России обусловлены в то же время ее цивилизационными, историческими особенностями, национальным менталитетом, а также качественно новым этапом социально-экономического развития, которое сегодня она переживает.

Социальный аудит предприятия оказывает влияние не только на социальную сторону деятельности предприятия, но также и на социально-экономическую. Так, социальный аудит позволяет снизить производственные затраты и увеличить экономический эффект от деятельности: улучшить финансово-экономические показатели, улучшить имидж и репутацию предприятия, снизить текучесть кадров, повысить уровень мотивации персонала, повысить инвестиционную привлекательность предприятия, привлечь новых потребителей.

Актуальность социального аудита для России признана на самом высоком уровне исполнительной власти страны. Выступая на заседании совета по реализации национальных проектов при Президенте РФ (28.02.08), В.В. Путин подчеркнул роль общественного аудита как одного из ключевых аспектов социальной политики. "…Нужны новые механизмы включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ в процесс формирования социальных программ, а также процедуру оценки их эффективности", - сказал он, отметив, что надо "вплотную подойти к общественному аудиту всех решений и действий власти в области социальной политики".

Список использованной литературы

1) А. Шулус, Ю. Попов. Социальный аудит.

2) В.Р. Мешков, "Социальный аудит в системе социального управления".

3) В.Р. Мешков, "Социальный аудит: Российская практика".

4) Н.Н. Гриценко, Н.А. Волгин, Ю.Н. Попов, Ф.И. Шарков, А.А. Шулус "Основы социального государства".

5) О.А. Воловик "Социальный аудит деятельности органов муниципальной власти в процессе развития институтов гражданского общества".

6) Концепция российской модели социального аудита. // Труд и социальные отношения. - 2007. - №2.

7) Попов Ю.Н. Социальный аудит: новая утопия или эффективный инструмент.

8) Свиридов А.К. "Социальный аудит - важнейший элемент взаимной ответственности участников социального партнерства // Теория и практика общественного развития".

9) Социальная политика. Учебник. / Под ред. Н.А. Волгина.

10)"Социальный аудит: учебное пособие". - М.: Издательский дом "АТИСО", 2008.

11) Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства - журнал " Креативная экономика " 9 (33 ) за 2009г .

12) Т.Е. Зерчанинова, "Технология социального аудита эффективности муниципального управления".

13) Тонева Д.С., Калоферов Х.П., Тонева К.П. "Зарождение и развитие социального аудита".

14) Ш.З. Санатулов, "Социальный аудит: проблема развития: сборник".

15) Шеремет А.Д., Суйц В.П. - "Аудит".

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность социального аудита муниципального управления социумом малого города в условиях Севера, требования к данному процессу и его эффективность. Концептуальная модель социального аудита региональных программ в сфере государственной молодежной политики.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2014

    Понятие и сущность социального партнерства. Роль и функции государства в системе социального партнерства. Анализ международной практики государственного участия в социальном партнерстве. Основные проблемы модернизации социального партнерства в России.

    реферат , добавлен 02.08.2012

    Методика корреляционного анализа в исследовании социального партнерства. Анализ современного состояния социально-трудовых отношений в Краснодарском крае. Характеристика российской модели социального партнерства. Оценка социальной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Особенности и технологии социального партнерства. Практика социального партнерства в решении проблем трудовой занятости людей-инвалидов, культурно-досуговой деятельности пожилых людей, в работе с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2011

    Понятие и сущность социального партнерства. Его особенности и принципы, структура, механизмы и модели. История и роль социального партнерства в достижении эффективной занятости. Мероприятия по стимулированию развития социального партнерства в Беларуси.

    презентация , добавлен 28.12.2016

    Сущность и содержание социального партнерства и социальной безопасности. Развитие социального партнерства путем совершенствования нормативно-правовой базы в сфере деятельности молодежных организаций в РФ. Основные социально-экономические интересы.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2014

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Определение, принципы, основные исследователи, направления социального патронажа. Функции социального патронажа по Алексеевой. Стадии процесса социального патронажа по Панову. Алгоритм взаимодействия специалиста с клиентом-семьей по И.И. Осиповой.

    реферат , добавлен 20.02.2010

    Либеральная (монетаристская) и социально-ориентированная модели государства; его роль и место системе социального партнерства как выразителя общей воли народа; консенсус в отношениях: правовое регулирование безработицы, минимальный социальный стандарт.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Основные элементы системы социального контроля. Социальный контроль как элемент социального управления. Право пользования общественными ресурсами от имени общества. Функция социального контроля по Т. Парсонсу. Сохранение существующих в обществе ценностей.

Sedex Member EThical Audit - аудит социальной ответственности, который осуществляется в соответствии с Кодексом этической торговли и Кодексом поставщика.

Распространены две разновидности оценки.

  • SMETA pillar 2 . Базируется на требованиях законодательства определенной страны и кодекса этической торговли. Акцентируется внимание на производственной безопасности и условиях труда.
  • SMETA pillar 4 . Помимо указанного в предыдущем пункте, дополнительно изучается деловая репутации компании и влияние ее деятельности на окружающую среду.

Сформированное по итогам проверки аудиторское заключение доступно на платформе SEDEX (см. далее). Оно признается членами программы AIM-PROGRESS (объединение ведущих компаний отрасли потребительских товаров повседневного спроса). Компания проходит социальный аудит однажды, а результаты процедуры многократно используют ее партнеры, которыми была осуществлена регистрация SEDEX.

На базе AIM-PROGRESS анализируются поставщики в разрезе социальной ответственности.

SEDEX

Некоммерческая организация SEDEX (Supplier Ethical Data Exchange) – сегодня одна из основных информационных систем, доступная в реальном режиме времени, предназначенная для хранения отчетности аудитов SMETA и позволяющая заинтересованным сторонам получать информацию о проведенных аудитах по социальной, экологической и этической ответственности в цепочках поставок.

Платформа объединяет участников, прошедших аудит на основании требований SMETA (SEDEX Members Ethical Audit). Сам аудит охватывает оценку по следующим направлениям:

  • охрана труда;
  • производственная безопасность;
  • охрана окружающей среды;
  • условия труда;
  • деловая репутация поставщика.

Преимущества SEDEX:

Поставщикам: сокращение количества аудитов со стороны клиентов. Демонстрация соответствия этическим и социальным нормам через открытую базу данных SEDEX.

Клиентам: организовать свою цепь поставок и сократить риски в области социальной ответственности и устойчивости бизнеса, тем самым, снизить имиджевые и репутационные риски.

Необходимость и нормативно-правовая основа SMETA

SEDEX аудит подтверждает, что компания:

  • создала необходимые условия для комфортной работы;
  • нацелена на уменьшение вредного влияния деятельности на окружающую среду;
  • своевременно выполняет обязательства в цепочке поставок.

Обновленные требования к SMETA утверждены на форуме SEDEX в апреле 2017 года. Их придерживаются с 1 июня 2017. SMETA 6.0 базируется на следующих документах:

  • Рекомендации по наилучшей практике SMETA . Раскрываются этические принципы проведения аудиторских проверок.
  • Критерии измерения SMETA . Содержит набор инструкций по вопросам, подлежащим проверке аудиторами.
  • Отчет SMETA . Представлен формат отчета по аудиту.
  • SMETA CAPR : Представлен формат плана исправления.
  • Краткое руководство SMETA . Раскрыты особенности новой версии SMETA и получены ответы на часто задаваемые вопросы.

Чего ожидать во время и после SMETA?

Сущность аудита социальной ответственности - проверить соответствие хозяйственной деятельности предприятия международным требованиями или законодательным нормам конкретной страны. Во время проверки аудиторы:

  • знакомятся с условиями производства;
  • общаются с работниками;
  • анализируют первичную и сводную документацию;
  • фотографируют рабочие места, зоны для отдыха;
  • и др.

После завершения SMETA компания получает аудиторский отчет, рекомендации по улучшению деятельности и сроки на их исполнение. Аудиторское заключение публикуется в базе SEDEX.

Прохождение социального аудита - предпосылка улучшения отношений между Вашей компанией и партнерами.

Аудит SMETA

ООО «ТМС РУС», компания, имеющая большой опыт и безупречную репутацию в проведении аудитов соответствия требованиям и стандартам различных областей действия, предлагает услуги по проведению аудитов SMETA.

Аудиты проводятся российскими экспертами, квалифицированные к оценке соответствия по международным правилам SEDEX.

Заявки и запрос дополнительной информации: Департамент Менеджмент Сервис, [email protected] .

Социальный аудит в широком смысле – это анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам, в узком – верификация социальной отчетности или: «специфическая форма анализа, ревизии условий социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки

предложений по снижению их взаимодействия».

Подобно финансовому или бухгалтерскому аудиту, социальный аудит является своеобразным инструментом менеджмента. Суть его сводится к диагностике причин возникновения социальных проблем, разносторонней оценке важности, срочности и возможностей их разрешения, выработке конкретных рекомендаций по профилактике социальной напряженности в организации, совершенствованию управления персоналом.

Объективной основой появления и развития социального аудита стала совокупность самых разнообразных факторов, характерных для перехода индустриального общества к постиндустриальному, и в первую очередь, растущей взаимозависимостью между экономикой и социальной сферой, взаимопроникновением «экономического» и «социального», формированием того, что можно определить как «социоэкономику».

Предметом социального аудита является определение пригод­ности вариантов проекта с точки зрения интересов «целевой» груп­пы населения. Он предлагает меры по обеспечению соответствия результатов проекта интересам той социальной группы, на которую нацелен проект, и намечает такую стратегию осуществления проек­та, которая пользовалась бы поддержкой населения и вместе с тем способствовала бы достижению целей проекта путем стимулирова­ния изменений в общественных представлениях и поведении. При отсутствии социального аудита ценностная ориентация разработ­чиков может оказывать большее влияние на содержание проекта, чем ориентация людей, для которых проект предназначен. Более того, в проектах часто делается упор на технические решения про­блем развития, в то время как социальные аспекты или недооцени­ваются, или не рассматриваются вовсе.

Социальный аудит должен проводиться совместно с другими видами аудита (техническим, экологическим, финансовым, эконо­мическим, институциональным и коммерческим), каждый из кото­рых является неотъемлемым компонентом комплексного подхода к работе над проектом. Как и все другие виды аудита, социальный аудит должен начинаться на стадии идентификации проблемы и продолжаться на каждой последующей стадии проектного цикла.

Социальный аудит позволяет выразить цели проекта, которые отражают интересы как населения, так и организаций, ответствен­ных за его осуществление. Социальный аудит также позволяет раз­работать реалистические подходы к достижению целей проекта, которые зависят от социальных изменений.

Таким образом, социальный аудит сосредоточивает внимание на четырех основных аспектах социальных отношений, а именно:

Демографические характеристики населения, затрагиваемого
проектом, его количественные характеристики и социальная струк­
тура, включая распределение по национальным и половозрастным
признакам;

Экономические формы производственной самоорганизации
населения в районе реализации проекта, включая структуру семей
(наличие рабочей силы, формы землевладения, доступ к ресурсам
и регулирование их использования);

Социокультурная приемлемость проекта с точки зрения регио­нальной специфики, а именно способность проекта адаптировать­ся к существующим социальным нормам и вместе с тем приводить к нужным изменениям в поведении людей и их восприятии собс­твенных нужд;

Психологическая заинтересованность в проекте местного насе­ления и реализующих проект организаций, их непрерывное участие во всех стадиях проектного цикла, начиная с разработки и вплоть до его успешного осуществления, эксплуатации и технического об­служивания.

Обычно социальный аудит понимается как процедура диагностирования социальных отношений на предприятии, которая может носить общий или частичный характер. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Действительно, чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, т.е. к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности

Существуют разные подходы в понимании социального аудита. Прагматический подход, например, характерен для большей части собственников и менеджеров, которые рассматривают социальный аудит преимущественно как инструмент увеличения добавленной стоимости. Действительно, СА может способствовать предотвращению острых социальных конфликтов, что неизбежно связано с потерями рабочего времени.

Важной целью СА становится и формирование положительного имиджа, привлекательного «лейбла» в глазах потребителей и общества. При подобном подходе широко используются международные стандарты, связанные с социальной ответственностью бизнеса, качеством продукта, условиями труда и защитой окружающей среды. Свою специфику имеет аудит, когда он заказывается организацией, которая интересуется состоянием дел у своих партнеров (поставщиков, потребителей), готовится войти в долю или хочет приобрести другое предприятие.

Для научных исследований характерно более широкое понимание социального аудита: он рассматривается как инструмент регулирования, управления человеческими ресурсами и, безусловно, связан со стратегическим менеджментом. При подобном подходе стратегической целью предприятия становится не прибыль, а его конкурентная способность.

Что касается «правил игры» СА, то чаще всего в зарубежных моделях они сводятся к тому, чтобы соблюдать правовые нормы, которые отражены в национальном или международном законодательстве. Однако сейчас пробивает себе дорогу и другое мнение: необходимыми критериями СА считать не только правовые нормы, но и морально-этические.

В условиях, когда человеческие ресурсы становятся объективными решающим фактором в хозяйственной деятельности, главной и универсальной целью СА является повышение эффективности управления социальными отношениями методами социального диалога на основе независимого и объективного аудиторского обследования социальных отношений.

За несколько десятилетий существования СА в странах развитой рыночной экономики сложилась определенная практика проведения социального обследования.

Чаще всего к нему прибегают когда:

Встает вопрос о внедрении новой техники;

Возникает необходимость перепрофилирования производства;

Происходит структурная реорганизация;

Создаются временные или оперативные творческие группы;

Формируется угроза социальных конфликтов.

Вне зависимости от того, где и на каком уровне предполагается провести социальный аудит – на предприятии, в отрасли или регионе – отношения по поводу этого мероприятия строятся между двумя сторонами – заказчиком и исполнителем. Заказчиками социального аудита выступают предприятия, отрасли, регионы, национальное хозяйство в лице их социальных партнеров (руководителей, представителей бизнес сообществ, профсоюзов).

Аудиторское обследование состоит из нескольких этапов:

1. Проведение предварительного анкетирования или опроса. Аудитор должен освоиться с аудируемой фирмой, чтобы определить значимые точки для проверки, грамотно распределить свое время и силы. Этот этап представляет собой предварительную диагностику.

2. Обоснование рабочей детализированной программы (лиц, с которыми нужно встретиться и переговорить, используемые материальные средства и документы, временные рамки).

3. Реализация аудиторской проверки.

4. Редактирование отчета.

Экспертизу проводят три – четыре эксперта в течение примерно нескольких недель и даже месяцев. Аудитор начинает с определения реальной возможности использования результатов аудиторской проверки и устанавливает равновесие между выгодой предприятия и ожиданиями персонала. Эксперт должен хорошо ориентироваться в экономических вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, в трудовых и административных правовых вопросах.

Сложилась и определенная последовательность аудиторской проверки:

1. Аудитор знакомится с поставленной задачей.

2. Определяет границы своих действий.

3. Изучает социальный отчет.

4. Изучает нормативные документы.

5. Разрабатывает вопросники и анкеты.

6. Готовит детальную рабочую программу встречи переговоров.

7. Составляет отчет о проделанной работе

Аудиторская проверка завершает составление отчета, где анализируется дерево причин социальной напряженности, идентифицируется ответственность персонала, предлагаются стимулирующие меры, делается оценка последствий деятельности (рост издержек, возможность спровоцировать дисфункцию), рассматриваются пути совершенствования и управления, предлагается внедрение новых административных технологий (информационной, офисной, телекоммуникационной), совершенствование документации, уточнение функций, постановка новых целей.

В настоящее время сложилась весьма многообразная структура СА. Социальный аудит в зависимости от сроков, характера, целей и др. параметров, можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от характера объектов управления социальный аудит проводится:

В целом по стране (на уровне национального хозяйства);

В отраслях;

В регионах;

На предприятии, в организациях.

По роли социального аудита в управлении социоэкономическими процессами:

Внутренний социальный аудит, который является составной

частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства;

Внешний социальный аудит, который проводится агентствами

социального аудита, является составной частью социоэкономической отчетности и обеспечивает соответствующей информацией не только руководство предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства, но и внешних пользователей, в первую очередь, социальных партнеров.

По периодичности проведения социального аудита:

Перспективный социальный аудит, направленный на разработку

прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона;

Оперативный социальный аудит, проводимый в определенные

Текущий социальный аудит, который проводится в период

подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот

или иной период.

По субъектам управления социальными процессами социальный аудит проводится:

Совместно руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом;

Руководством предприятий, отраслей, регионов, национального

хозяйства;

Профсоюзами на тех же уровнях;

Бизнес-сообществом, предпринимателями;

Агентствами социального аудита по поручению руководства,

профсоюзов, бизнес-сообществ.

Полный, в случае исследования всей социоэкономической деятельности предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства;

Локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли, региона, отдельных регионов национального хозяйства;

Тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономической системы.

По функциональному содержанию выполняемых процедур социальный аудит можно подразделить на:

Социальный аудит соответствия, когда оценивается соответствие практических действий, реализуемых на объекте социального аудита, определенным эталонам – нормам, правилам, планам и предписаниям;

Социальный аудит эффективности – изучение не только достигнутых результатов, но и всего спектра процедур, посредством которого они были достигнуты; происходит оценка соответствия методов внутреннего управления объекта социального аудита его целям и возможности их совершенствования.

Социальный аудит стратегический – выявление степени согласования социоэкономической политики с целями объекта социального аудита, его глобальной и социальной стратегиями, а также установление степени связи социоэкономической политики со спецификой предприятия, отрасли, региона и внешними условиями.

Социальный аудит может быть:

Обязательный;

Добровольный

Социальный аудит в России

Что касается развития социального аудита в России, то с 2000 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская организация вы­сокой социальной эффективности». С 2004 г. конкурс, по решению Правительства РФ, стал ежегодным. По заявлению оргкомитета кон­курса, в нем ежегодно принимают участие более тысячи компаний. Участие в конкурсе платное, регистрационный взнос составляет 18 тыс. руб. Для организаторов конкурс стал прибыльным биз­несом, а участники в доверительных беседах жалуются на «доб­ровольно-принудительный» характер мероприятия и выражают сомнения в объективности выбора победителей. Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует по­нимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Отче­ты о социальной поддержке работников и местных сообществ при­нимаются в произвольной форме (присылайте все, что есть, а мы посмотрим) и оцениваются по не вполне понятным критериям. Сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государст­во хочет и будет оценивать социальную эффективность компаний. Вопрос в том, как оно будет это делать. Бизнес-сообщество, при­знавая необходимость объективной оценки «социальных инвести­ций» компаний, не спешит разрабатывать встречные предложения. Позиция простая: пусть власть сама решит, что такое социальная ответственность бизнеса. Будет закон, будет новая форма отчет­ности, тогда и будем отчитываться.

В то же время действующие механизмы функционирования российской модели корпоративной социальной ответственности бизнеса как важнейшей составляющей современной социально-экономической системы и социально-трудовых отношений не обес­печивают эффективной реализации интересов общества. Функции государства по регулированию корпоративной социальной ответ­ственности используются неэффективно и не обеспечивают созда­ние благоприятной среды для ее развития.

К настоящему времени государство в отношениях с бизнесом и обществом не нашло приемлемой модели взаимоотношений и за­частую решает проблемы развития корпоративной социальной от­ветственности административными методами. Бизнес как источник социальной ответственности не находит понимания у государства и не получает с его стороны должной поддержки в решении страте­гических проблем развития.

Заключение

Единого определения социального аудита нет, поскольку это достаточно новое явление (по сравнению с финансовым аудитом, который появился еще во времена Римской империи) даже для эко­номически развитых стран. Отсюда возникают различия не только в понятии социального аудита, но и в его целях и основных направ­лениях. В результате чего сформировалось несколько моделей, присущих отдельным государствам: англо-американская, француз­ская, немецкая и др. Каждая из них отвечает задачам, стоящим пе­ред государством, и имеет свои отличительные особенности.

Существует множество определений социального аудита. Можно привести самое краткое из них: «Социальный аудит - специфичес­кая форма анализа, ревизии условий социальной среды организа­ции с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия»

Предметом социального аудита является определение пригод­ности вариантов проекта с точки зрения интересов «целевой» груп­пы населения.

В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему, с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими проблемами и методами их решения.

Характерными чертами становления зарубежного социального аудита следует считать не только социальные рейтинги или социальную отчетность, но и формирование социальных стандартов, которые стали основой социальной сертификации

Что касается развития социального аудита в России, то действующие механизмы функционирования российской модели корпоративной социальной ответственности бизнеса как важнейшей составляющей современной социально-экономической системы и социально-трудовых отношений не обес­печивают эффективной реализации интересов общества.

Список использованной литературы

1. Коптерев А.И. Социальный аудит - М.: Литера,2010 – 31-48 с.

2. Мешков Социальный аудит: российская практика// Общество и экономика -2009.№ 6.- 97-114 с.

3. Осипова Т.В. Российский социальный аудит проблемы и возможные пути решения//Российское предпринимательство -2009.№ 6,вып. 1 - 23-28 с.

4. Сочнева Е. Социальный аудит// Человек и труд - 2009.№ 11 - 50-52 с.

5. Социальный аудит: учебник / под редакцией А.А. Шулуса – М. : «АТИСО», 2008. – 524 с.