Когда будет церковный праздник варвары и савы. Православный календарь

Когда в вопросах устройства личной жизни женскую душу гложит отчаяние, когда самостоятельно, прилагая неимоверные усилия, от одиночества избавиться не получается, представительница прекрасного пола начинает уповать только на чудо. Если женщина верит в Господа и исповедует православное христианство, она может смело обращаться с просьбой об исправлении создавшегося незавидного положения к Творцу либо угодникам Божьим. 17 декабря Церковь чтит память одной из таких святых - .


Познание Бога

Родилась праведница в IV-м столетии н.э., в городе Илиополе, на территории современного сирийского государства. Семья, в которой Варвара появилась на свет, состояла из язычников и являлась достаточно знатной, а вместе с тем и зажиточной. Девочка рано потеряла свою мать, оставшись на попечении отца, носившего имя Диоскор. Последний очень любил единственную дочь, а потому всячески уберегал от соблазнов. Являясь приверженцем идолопоклонства, Диоскор, разумеется, желал, чтобы и Варвара пошла по его стопам. Потому, дабы воспрепятствовать возможному общению девицы с христианами, а также представителями мужского пола, любящий отец возвел для будущей угодницы Божьей дворец, в котором та должна была отныне жить, скрытая от окружающего мира. Таким образом, Варвара оказалась в заточении, лишь иногда покидая стены замка.


Единственным источником информации о свете белом являлись окна дворца. Через них девушка могла созерцать красоту мира. И во время этого занятия в ее хорошенькую головку все чаще стала приходить мысль: а кто же создал все, что окружает человека? Нанятые отцом для воспитания дочери люди объясняли отроковице, что мир-де сотворили языческие боги. Однако девушка быстро пришла к выводу, что такого просто не может быть, ведь идолы - дело рук человеческих, а значит, они не обладают вселенским могуществом. Чуть позже Варвара самостоятельно сделала умозаключение о том, что Творец един.

Крещение праведницы

Когда девица достигла совершеннолетия, ее руки у Диоскора стали просить многочисленные молодые люди. Все они были богаты и принадлежали к аристократическим родам, а потому мечтали о подобной себе партии. Диоскор, решив, что пора его дочери уже связать себя узами брака с каким-нибудь подходящим кандидатом, завел с праведницей соответствующий разговор. Но девушка наотрез отказалась утрачивать статус девицы. Подумав, что более частые прогулки возле дворца и общение с другими барышнями смогут повлиять на решение дочери, озабоченный настроением отроковицы ввел в жизни Варвары новые порядки. В итоге это привело к тому, чего он боялся больше всего.

Как-то раз Диоскор достаточно долго отсутствовал дома по причине дальней и очень важной деловой поездки. В этот период Варвара, имевшая возможность теперь чаще выходить за пределы замка и заводить себе друзей, познакомилась с девушками, верующими в единого Бога. Молодые христианки поведали ей об Иисусе Христе, страданиях Спасителя на кресте и прочих чудесах, связанных с их религией. После услышанного Варвара поняла, что хочет влиться в ряды христиан. На ее счастье, на тот момент в городе проездом был священнослужитель под видом торговца. К нему-то девушка и обратилась с соответствующей просьбой о совершении над ней обряда Крещения. Когда таинство было завершено, Варвара поклялась, что посвятит Богу всю свою жизнь. В сердце же ее расцвела к Творцу пламенная любовь.

Страдания святой

Когда вернулся из своего путешествия Диоскор, он узнал о новом вероисповедании дочери - та сама вскоре проговорилась. В приступе ярости отец-язычник схватился за меч, однако совершить над девушкой расправу не успел, поскольку святая спешно покинула замок. Спряталась девица по Божьему промыслу в расступившейся перед ней расселине в горах. Увы, Варвару обнаружили уже к вечеру текущего дня. Она вновь оказалась в своей тюрьме, где отец жестоко избил дочь. Утром же Диоскор отвел юную христианку к местному правителю Мартиану и, отрекшись от собственно дитя, предал ее воле властей.

Управляющий города инициировал длительные переговоры с Варварой, в ходе которых старался внушить неразумной, что не стоит идти поперек закона государственного и родительского. Однако девушка его не слушала, и смело обличала языческих богов. Тогда ее по приказу градоначальника избили воловьими жилами, а после подвергли пытке власяницей, под вечер же бросили в темницу. Ночью молящейся Варваре явился сам Творец и подбодрил святую. Наутро пришедшие в камеру стражники испытали шок, не увидев на теле арестантки ни следа от прежних ран. Когда же Варвара вновь предстала перед Мартианом, у нее появилась единомышленница Иулиания. На этот раз изощренным пыткам подвергали обеих девушек. Мучения юных особ были просто немыслимы, но они остались живы вопреки всем законам природы. Об этом позаботился Господь.

Гибель

Наконец, правителю надоело пытать Варвару и ее новоиспеченную подругу. Он понял, что все равно ничего не добьется: упрямая дочь Диоскора ни за что на свете не отречется от своего Бога и не станет поклоняться языческим идолам. Потому властелин повелел своим людям казнить мучениц через усекновение мечом. При этом палачом святой Варвары выступил родной отец девушки. Правда, он тотчас же поплатился за содеянное: внезапно на небе блеснула молния и испепелила Диоскора заживо. Та же участь постигла и Мартиана.

После казни тела Варвары и Иулиании забрал с места случившегося зверства один благочестивый человек по имени Валентиниан. Он предал останки великомучениц земле в Геласии - малоазиатском селении. Позже над местом упокоения святой девы выросла христианская церковь. Мощи же великомученицы стали проявлять чудесные свойства. В частности, после молитвы, произнесенной возле них, люди получали исцеление от физических недугов, особенно - проказы.


В VI-м столетии тело Варвары оказалось в Константинополе. Таков был приказ императора Юстиниана. Там, в квартале Василиска, святые мощи были помещены в храм, освященный в честь великомученицы. Спустя время большая часть останков угодницы Божией, источающих исцеление, стала подарком, который получил венецианский дож. Так случилось перенесение мощей святой Варвары. И событие это имело место быть в период с 1005 по 1006 гг.

По версии Русской Православной Церкви тело великомученицы около 1103 года очутились в Киеве, будучи привезенными туда дочерью императора Византии Алексея I, Варварой Комниной, чьим супругом стал князь Святополк II. Мощи заняли почетное место в известном Михайловском Златоверхом монастыре. Через пару-тройку столетий произошло их обретение и открытие народу для поклонения. Тело великомученицы Варвары находится в указанной обители и поныне, собирая вокруг себя многочисленных паломников.

Помимо того, что святая помогает представительницам прекрасного пола выйти замуж, она еще и от внезапной кончины защищает, и способствует благополучным родам. Разумеется, на особое покровительство великомученицы Варвары могут рассчитывать ее тезки.

Житие и страдание святой великомученицы Варвары в изложении святителя Димитрия Ростовского.

Святая великомученица Варвара

Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела богов его, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря:

Да будут подобны вам все, кто вам поклоняется и от вас, бездушных, ожидает помощи!

Сказав это, она взошла на свою башню. Там она, по обычаю, предалась молитве и посту, всем умом своим углубляясь в богомыслие.

Между тем отец ее возвратился из путешествия. Осматривая домашние постройки, он подошел к вновь выстроенной бане и, увидев в стене ее три окна, начал с гневом бранить слуг и рабочих, зачем они ослушались его приказания и сделали не два, а три окна. Те отвечали:

Не наша была на то воля, но - твоей дочери Варвары, она нам приказала устроить три окна, хотя мы того не желали.

Диоскор тотчас призвал Варвару и спросил ее:

Зачем ты велела устроить в бане третье окно? - Она отвечала:

Три лучше, чем два, ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствие, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне , чтобы они освещали баню, а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, ибо у неприступного, неизреченного, незаходимого и немерцающего Света Троичного, Три Окна , Коими просвещается всякий человек, приходящий в мир.

Отец пришел в смущение от новых, по истине дивных, но для него непонятных, слов дочери. Приведя ее к тому месту купальни, где быль изображен на камне перстом святой Варвары крест, которого он еще не рассмотрел, Диоскор стал спрашивать ее:

Что такое ты говоришь? Каким образом свет трех окон просвещает всякого человека?

Святая отвечала:

Выслушай внимательно, отец мой, и пойми, что я говорю: Отец, Сын и Святой Дух, Три Лица Единого в Троице Бога, живущего во свете неприступном, просвещают и оживляют всякое дыхание. Для того я и велела устроить в бане три окна, чтобы одно из них изображало Отца, другое Сына, третье - Духа Святого, так чтобы и самые стены прославляли Имя Святой Троицы.

Затем указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала:

Я также изобразила и знамение Сына Божия: по благоволению Отца и содействием Святого Духа, для спасения людей, воплотился Он от Пречистой Девы и волею пострадал на кресте, изображение которого ты видишь. Начертала я здесь знамение креста для того, чтобы сила крестная отгоняла отсюда всю силу бесовскую.

Это и многое другое говорила еще премудрая дева жестокосердому своему отцу о Святой Троице, о воплощении и страдании Христовом, о силе креста и прочих тайнах святой веры, - чем привела его в страшную ярость.

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел пронзить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, как волк за овцою. Он уже настигал непорочную агницу Христову, в то время как путь неожиданно заградила ей каменная гора. Святая не знала, куда убежать от руки и меча отца, или лучше сказать - мучителя своего; она имела одно только прибежище - Бога, у которого и просила помощи и защиты, возведя к Нему душевные и телесные очи. Всевышний скоро услышал рабу Свою и предварил ее Своею помощью, повелев каменной горе рассесться перед нею надвое, как некогда перед первомученицей Феклой, когда она бежала от развратников . Святая дева Варвара скрылась в образовавшуюся расселину, и тотчас скала сомкнулась за нею, дав святой свободный путь на верх горы. Поднявшись туда, она скрылась там в одной пещере. Жестокий и упорный Диоскор, не видя перед собою бегущей дочери, удивился. Недоумевая, каким образом она скрылась из глаз его, он искал ее старательно долгое время. Обходя гору и разыскивая Варвару, увидал он на горе двух пастухов, пасущих стада овец. Пастухи эти видели, как святая Варвара поднялась на гору и скрылась в пещере. Подойдя к ним, Диоскор спросил, не видали ли они бежавшей дочери его. Один из пастухов, человек сострадательный, видя, что Диоскор исполнен гнева, не захотел выдать неповинную девицу и сказал:

Я не видал ее.

Но другой, молча, указал рукою на то место, где святая скрывалась. Диоскор устремился туда, а пастуха, который выдал святую, постигла на том же месте казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его - в саранчу.

Найдя в пещере свою дочь, Диоскор стал безжалостно бить ее, бросив ее на землю, он топтал ее ногами и, схватив за волосы, потащил к своему дому. Затем он заключил ее в тесной, темной хижине, запер двери и окна, приложил печать, поставил стражу, и морил заключенную голодом и жаждою. После того, Диоскор отправился к правителю той страны Мартиану и рассказал ему все о своей дочери и поведал, что она отвергает их богов и верует в Распятого.

Диоскор просил правителя, чтобы тот, угрозою различных мучений, склонил ее к вере отца. Затем он вывел святую из заключения, привел к правителю и отдал в его руки, говоря:

Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если она не обратится к нам снова и не поклонится им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле.

Увидев перед собою девицу, правитель удивился необычайной ее красоте и стал говорить с ней кротко и ласково, восхваляя красоту и благородство ее. Он увещевал ее не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца, но поклониться богам и во всем слушаться своего родителя, чтобы не лишиться права получить в наследство все его имение. Но святая Варвара, изобличив мудрою речью тщету языческих богов, исповедывала и прославляла Имя Иисуса Христа и отрекалась от всей суеты земной, богатства и мирских утех, стремясь к благам небесным. Правитель все еще продолжал убеждать ее не бесчестить своего рода и не губить прекрасной и цветущей юности своей. Наконец, он сказал ей:

Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, ибо я милосерд к тебе и хочу пощадить тебя, не желая предать такую красоту на муки и раны, если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня, хотя бы против моей воли, жестоко тебя мучить.

Святая Варвара отвечала:

Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги - ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами - дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12; Пс. 95:5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них.

Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение - стоять нагою перед глазами многих мужей, без стыда и упорно смотрящих на обнаженное девственное тело, - было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремившиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне - Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.

После того правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, спаситель мой!» (Пс. 37:22–23). Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: к ней приближался Нетленный Жених ее, желая посетить Свою невесту. И вот Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. О, как возрадовалась она духом и какую почувствовала на сердце сладость, когда увидела Его! Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей Своими сладчайшими устами:

Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою, Я охраняю тебя, Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. За твои страдания Я уготовляю тебе в Моем небесном чертоге вечную награду, итак, претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем!

Внимая словесам Господа Христа, святая Варвара, как воск от огня, таяла от желания соединиться с Богом и, как река во время разлива, была преисполнена любовью к Нему, Утешив возлюбленную невесту Свою Варвару и усладив ее Своею любовью, Сладчайший Иисус исцелил ее и от ран, так что не осталось и следа их на ее теле. После того Он стал невидим, оставив ее в неизреченной духовной радости. И пребывала святая Варвара в темнице, как бы на небе, пылая, подобно серафимам, любовью к Богу, славословя Его сердцем и устами и воздавая благодарение Господу за то, что Он не презрел, но посетил рабу Свою, страждущую ради Имени Его.

Жила в том городе некая жена, по имени Иулиания, верующая во Христа и богобоязненная. С той поры, как святая Варвара была схвачена мучителями, Иулиания следила за нею издалека и смотрела на ее страдания, а когда святая была брошена в темницу, приникла к окну темницы, удивляясь тому, что такая юная дева, в самом расцвете юности и красоты, презрела отца своего, весь род, богатство и все блага и утехи мира, и не пощадила своей жизни, но с усердием положила ее за Христа. Видя же, что Христос исцелил святую Варвару от ран, она пожелала и сама пострадать за Него, и стала приготовляться к такому подвигу, молясь Подвигоположнику Иисусу Христу, чтобы Он послал ей терпение в страданиях. С наступлением дня, святая Варвара была выведена из темницы на нечестивый суд для нового истязания; Иулиания издали следовала за нею. Когда святая Варвара стала перед правителем, он и бывшие с ним с изумлением увидели, что дева совершенно здорова, светла лицом и прекрасна еще больше, чем прежде, а на теле ее нет никаких следов понесенных ею ран. При виде этого, правитель сказал:

Видишь ли, девица, как заботятся о тебе наши боги? Вчера ты была жестоко истерзана и изнемогала от страданий, а ныне они совершенно тебя исцелили и даровали тебе здравие. Будь же благодарна за такое их благодеяние - поклонись им и принеси жертвы.

Святая отвечала:

Что ты говоришь, правитель, будто исцелили меня твои боги, которые сами слепы, немы и бесчувственны. Они не могут даровать ни слепым прозрения, ни немым слова, ни глухим - слух, ни хромым - способность ходить, они не могут исцелять больных, ни воскрешать мертвых: как же могли они исцелить меня, и за что им поклоняться? Исцелил меня Иисус Христос, Бог мой, Который врачует всякие болезни и мертвым подает жизнь, Ему я с благодарностью поклоняюсь и себя приношу Ему в жертву. Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Божественного Целителя и недостоин того.

Такая речь святой мученицы привела правителя в ярость: он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпевала мужественно все эти страдания. От таких мучений невозможно было бы остаться в живых не только ей, юной отроковице, но даже и сильному мужу, но агницу Христову укрепляла невидимо сила Божия.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла и Иулиания. Взирая на великое страдание святой Варвары, Иулиания не могла удержаться от слез и сильно плакала. Исполнившись ревности, она возвысила голос из народа и начала обличать немилосердного правителя в бесчеловечном мучительстве и хулить языческих богов. Тотчас она была схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила, что она - христианка. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Иулиания была повешена вместе с Варварою, и ее строгали железными гребнями. А святая великомученица Варвара, видя сие и испытывая сама мучения, возвела взор свой горе, к Богу, и молилась:

Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, что я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной Десницы, стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но милостиво призрев на меня и на сострадальницу мою Иулианию, укрепи нас обеих и дай нам силы совершить настоящий подвиг: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41; Мк. 14:38).

Так молилась святая, и небесная помощь к мужественному терпению страданий невидимо подавалась мученицам. После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: «Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей!» (Пс. 50:13–14).

После таких мучений, правитель велел отвести святую Иулианию в темницу, а святую Варвару, для большого посрамления ее, водить нагою по городу, с издевательствами и побоями. Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к возлюбленному Жениху своему Христу Богу:

Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий , Ты - Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя!

Господь Иисус Христос, взиравший свыше со всеми Своими святыми ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого ангела с светозарною одеждою, покрыть наготу святой мученицы. После того нечестивые не могли уже больше видеть обнаженного тела мученицы, и она обратно была приведена к мучителю. После нее водили по городу, также нагою, святую Иулианию. Наконец, мучитель, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу и склонить к идолопоклонству, осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу:

Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему сиять на благих и злых и изливающий дождь на праведных и неправедных , услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы - плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих.

Когда она так молилась, послышался с неба голос, призывавший ее с Иулианией в горные селения и обещавший ей исполнение просимого. И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великою радостью, желая скорее разрешиться от тела и предстать пред Господом. Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца и исполнилось сказанное в Писании: «предаст на смерть отец дитя» (Мф. 10:21; Мк. 13:12). Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили они свой подвиг . Святые души их радостно отошли к своему Жениху-Христу, встреченные ангелами и с любовью принятые Самим Владыкою. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия. Тотчас по совершении казни тот и другой были убиты грозою, и тела их молния сожгла в пепел.

В том городе жил один благочестивый человек, по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающею честью и устроил над ними церковь, в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Здесь разумеется Максимиан Галерий, зять и соправитель императора Диоклитиана в восточной половине Римской империи и затем его преемник с 305 по 311 г.

Здесь разумеется Илиополь Финикийский, к северу от Палестины, в Келесирии, в нынешней Сирийской области Азиатской Турции, в глубокой древности бывший главным местом почитания языческого финикийского бога Ваала и центральным пунктом для всего восточного язычества, но в конце IV в. ставший рассадником христианства; впоследствии город этот был постепенно разрушен.

Псаломское изречение Ср. Пс 101:8

И баня с тремя окнами, строенными во образ Святой Троицы, и мраморный камень при источнике с изображением креста, и след ног святой Варвары - все это сохранялось в целости до времен Симеона Метафраста, который, после Иоанна Дамаскина, описал страдания сей святой мученицы. В своей истории он говорит об этом так: «До сего дня существует сей источник, исцеляющий всякие болезни у христолюбивых людей, если бы кто захотел сравнить его со струями Иордана или источником Силоамским, или с Вифездою, тот не погрешил бы против истины, ибо и в этом источнике одинаково много чудес совершает сила Христова».

Молитва великомученице Варваре Илиопольской

Свята́я сла́вная и всехва́льная великому́ченице Варва́ро! Со́браннии днесь в хра́ме твое́м Боже́ственном лю́ди, ра́це моще́й твои́х поклоня́ющиися и любо́вию целу́ющии, страда́ния же твоя́ му́ченическая, и в них само́го Страстополо́жника Христа́, да́вшаго тебе́ не то́чию е́же в Него́ ве́ровати, но и е́же по Нем страда́ти, похвала́ми ублажа́юще, мо́лим тя, изве́стная жела́ния на́шего хода́таице: моли́ с на́ми и о нас, умоля́емаго от Своего́ благоутро́бия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не отста́вит от нас вся ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния, и да́рует христиа́нскую кончи́ну животу́ на́шему - безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, Боже́ственных Тайн прича́стну, и всем, на вся́ком ме́сте, во вся́кой ско́рби и обстоя́нии тре́бующим Его́ человеколю́бия и по́мощи, вели́кую Свою́ пода́ст ми́лость, да благода́тию Бо́жиею и твои́м те́плым предста́тельством, душе́ю и те́лом всегда́ здра́ви пребыва́юще, сла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Изра́илева, не удаля́ющаго по́мощи Своея́ от нас всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

* Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании Илиопольских (ок. 306). * Преподобного Иоанна Дамаскина (ок. 780).
Преподобного Иоанна, епископа Поливотского (VIII). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1505). Священномученика Серафима, епископа Фанария (1601). Мучеников Христодула и Христодулы девицы. Священномучеников Иоанна (Пьянкова) протоиерея, Алексия (Сабурова), Александра (Посохина) и Николая (Яхонтова) пресвитеров, Василия (Кашина) диакона и с ним 10-ти мучеников, Пермских (1918); священномученика Димитрия пресвитера, мучениц Екатерины и Киры (1937).

Великомученица Варвара

Св. Варвара любила созерцать красоту мира и начала размышлять так: «Кто же сотворил такой прекрасный мир, и кто так премудро управляет им? Не боги же, которым служит мой отец и которые сами сделаны руками человеческими?» Когда Варвара достигла совершеннолетия, Диоскор хотел выдать ее замуж, но она начала отказываться, потому что только о том и думала, того и желала, чтобы узнать ближе Бога, Создателя Вселенной, и ее не занимали удовольствия и мирские блага. Отец решился дать дочери свободу выходить, куда ей угодно, думая, что она, увидев замужних женщин, пожелает вступить в брак, а сам отправился в далекий путь по делам. Тем временем св. Варвара познакомилась с девушками-христианками и крестилась. Решившись посвятить себя Богу, она начала строго поститься и много молиться. В строившейся по приказанию отца бане велела устроить три окна в честь Святой Троицы и изобразила крест на мраморе. Отец, увидев все это, разгневался на дочь, а она стала убеждать и его самого принять христианскую веру. Диоскор бил Варвару и, представив к правителю области Мартину, сказал: «Если она не обратится к нашим богам, то она мне не дочь, и я ей не отец. Суди ее как изменницу отечественной вере». Правитель жестоко избил Варвару и заключил в темницу. Здесь явился ей Господь и исцелил ее. Правитель, призвав Варвару, сказал: «Видишь ли, как наши боги заботятся о тебе, - они исцелили тебя». «Не ваши боги исцелили меня, а Господь Иисус Христос, Которому вы не поклоняетесь и за Которого я готова пролить свою кровь», -отвечала Варвара. Правитель велел снова мучить ее. Видевшая мучения св. Варвары благочестивая женщина Иулиания не могла удержаться от слез и стала обличать правителя в жестокости и неверии. Тогда предали мучению и ее вместе с Варварой и обеих осудили на смерть. Св. Варвара, идя на смерть, молилась Богу, чтобы Он избавил от внезапной смерти тех, которые будут вспоминать ее и ее страдания, и был ей голос с неба, обещавший исполнить прошение ее. Сам отец отсек голову Варваре, а Иулианию умертвил воин. Некий благочестивый муж похоронил мощи святых мучениц и построил над ними церковь. Впоследствии мощи св. Варвары были перенесены в Константинополь, а потом в XI в. в Киев. При мощах нет главы. Мощи почивают в Киево-Михайловском соборе. Часть мощей - палец - хранится в Москве в церкви имени святой мученицы, на Варварке. Часть мощей св. Варвары есть на Афоне. Части мощей св. Иулиании хранятся в Почаевской обители и на Афоне.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн называется Дамаскиным, потому что жил в городе Дамаске. Отец его занимал важную должность при дворе дамасского калифа и был благочестивым и весьма добрым христианином. Желая дать сыну высшее образование, он просил Бога послать для него наставника, и Бог послал. Это был Косма, ученый и благочестивый инок Калабрийского монастыря (в Италии). Вместе с Иоанном воспитывался взятый на воспитание его отцом сирота Косма, впоследствии епископ Майумский (память 12 октября). Юноши, преуспевая в науках, преуспевали и в доброй жизни по примеру своего наставника. Калиф поставил Иоанна первым своим министром и ближайшим советником, и он, занимая высокое положение, делал много полезного для христиан. В то время с воцарением императора Льва Исавра в Греции возникла иконоборческая ересь, и началось гонение на почитателей икон. Иоанн восстал на защиту православия. Он писал послания, в которых убеждал православных твердо стоять за веру. Тогда Лев Исавр прибегнул к клевете, чтобы погубить Иоанна. Он известил калифа, будто Иоанн хочет изменой передать Дамаск в руки греков, и представил поддельное изменническое письмо. Калиф поверил клевете и отсек Иоанну руку. Пресвятая Богородица исцелила праведника по его молитве. Тогда калиф понял обман, просил прощения у Иоанна и предлагал ему прежнюю должность при дворе; но он роздал все свое имущество и удалился в лавру св. Саввы. Старец, которому поручили Иоанна, опасался, чтобы высокие дарования не вселили в него гордости, потребовал от него полного отречения воли и запретил ему писать что-либо. Сама Пресвятая Богородица явилась старцу во сне и сказала: «Зачем загородил ты источник, из которого должна истекать сладкая и изобильная вода?
Дай ей течь, и она напоит Вселенную и покроет море ересей. Старец, проснувшись, призвал Иоанна и, прося у него прощения за свою суровость, позволил ему прославлять Господа в песнопениях. С тех пор Иоанн начал усердно писать духовные книги и составлять песнопения в честь святых и в память праздников. Он написал множество прекрасных церковных песнопений и, расположив их на 8 голосов, или напевов, составил богослужебную книгу «Октоих» (восьмигласник). Он первый составил в систематическом порядке изложение православной веры, - так называемое «Догматическое богословие». Св. Иоанн Дамаскин скончался в преклонных летах в 776 г. Где находятся его мощи - неизвестно.

Святитель Геннадий

Святитель Геннадий был епископом Новгородским. Сначала он подвизался на Валааме, потом стал архимандритом Чудова монастыря и в 1484 г. посвящен в архиепископы. Главным трудом св. Геннадия в Новгороде была борьба с ересью так называемых жидовствующих (читайте о ней в житии св. Киприана, 16 сентября). Он сам опровергал эту ересь и просил содействия в том у митрополита и великого князя. Святитель очень заботился об образовании духовенства в своей епархии. Скончался св. Геннадий в 1505 г. в Москве, в Чудовом монастыре, удалившись на покой.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
27.03.2019 -
28.03.2019 -
29.03.2019 -

Великомученица Варвара (день памяти 17 декабря) была дочкой египетского богача Диоскора, проживавшего в Гелиополе. Красота, богатство и целомудренность девушки привлекали многих достойных женихов, но она отказывала всем, потому что втайне от семьи стала христианкой.

Отец язычник заточил её в высокую башню, где она попросила строителей пробить не два окна, как сказал её отец, а три, что символизировало веру в Троицу. В башне юная христианка разрушила языческих идолов, установленных по велению отца. Узнав об этом, Диоскор пытался разубедить дочь и вернуть её в язычество, но видя её упорство и непоколебимость, он очень сильно разозлился и сам отвел её в тюрьму, где девушку подвергли пыткам и истязаниям. Храбро перенося все муки, девушка настаивала на истинности христианского учения. В итоге отец собственными руками отрубил ей голову, за что был испепелен молнией.

Святая Варвара приняла мученическую смерть около 306 года. Через двести лет её мощи были перенесены в Константинополь, где в честь святой построили великолепный храм. Великомученице Варваре молятся о спасении от внезапной и насильственной смерти.

Варварин день: история праздника

В XII веке дочка византийского императора Алексея I Комнина, Варвара, вступила в брак с великим князем киевским Святополком II. Она привезла мощи своей покровительницы в Киев, где они покоятся и сегодня во Владимирском соборе. На Руси почитание великомученицы Варвары было особо развито. Культ святой девы порождал многочисленные апокрифические рассказы. Во многих крестьянских избах можно было встретить иконы святой Варвары в образе красивой девушки.

Великомученица почитается спасительницей от опасности умереть без причащения, от неожиданной смерти, защитницей от мучительных, тяжелых болезней. Ей молились при грусти и унынье, перед смертью, если не было возможности причаститься.

В славянской культуре день Варвары вместе с ) и ) образовал целый ритуальный комплекс. На Варвару принято было освящать воду и служить панихиду по умершим.

Зачастую на день Варвары устанавливается настоящая зима. По народным представлениям, именно с этого дня морозы усиливаются.

Варвара мосты мостит.

На Варвару зима дорогу заварварит.

На Варвару зима устанавливается.

Идет Варюха – береги нос и ухо.

Варвара заварит, Савва засалит, Никола закуёт.

Народные метеорологи с Варвариным днем связывали не только окончательное наступление зимы, но и небольшое увеличение светового дня:

Варвара ночи урвала – дни увеличила.

Саввы-Варвары ночи урвали.

Варвары на куриный шаг ночи урвали.

День великомученицы Варвары: традиции и обычаи

Из-за близости к большому празднику – Николе Зимнему, Варварин день воспринимали как начало праздничного периода, как время праздности и гульбы. Глаголы «варварить» и «савить» являлись синонимами слов «гулять, кутить веселиться». «Поварварить» – означало не просто праздновать, а кутить лихо, пренебрегая разумными пределами и правилами приличия.

В Варварин день существовали и строгие запреты на некоторые виды работ. Так как Варвара покровительница прядения, в день её памяти нельзя прясть, а также производить другие работы с ниткой и тканью. Верили, что женщину, которая ослушается, Варвара может веретеном заколоть или напустить змей к ней в избу. Нельзя было шить, иначе куры нестись не будут.

Варварин день считается женским праздником. Девушки в этот день срывали вишневые веточки и ставили в воду. Если веточка расцветет до , то скоро гадающая выйдет замуж. В этот день почитали беременных женщин, по возможности освобождая их от всякой домашней работы.

Девушка, родившаяся 17 декабря, будет хорошей мастерицей и рукодельницей. В качестве талисмана ей следует носить аметист.

Видео: 17 декабря – Святая великомученица Варвара

В декабре много христианских праздников. Есть три из них, которые идут один за другим и особо почитаются в народе – Варвары, Саввы, . Святая Варвара пострадала за свою веру, претерпела много пыток и приняла мученическую смерть. Именно эту мученицу многие верующие выбирают своей заступницей, молятся ей с просьбами об исцелении. Люди часто интересуются ее деяниями, спрашивают, кого охраняет святая Варвара великомученица. Она стала единственной, кому позволено на иконах в руках держать потир (сосуд для богослужения). По канонам церкви этой чаши не мог касаться никто из мирян. Нужно знать ее трагическую судьбу, чтобы понять, почему святая Варвара удостоилась такой великой чести.

В детстве Варвара большую часть времени проводила в башне, окруженная слугами-язычниками. Она рано потеряла мать, и отец один занимался ее воспитанием. Он стремился сделать все, чтобы скрыть дочь от посторонних глаз. Но девушка познакомилась с христианами и в ее сердце загорелась любовь к Господу. Она узнала основы истинной веры и приняла обряд крещения. Отец, услышав о том, что Варвара больше не поклоняется старым богам, жестоко избил дочь. Но пытки не вынудили ее отречься от Создателя. Тогда Диоскор передал ее Мартиану, ярому гонителю всех христиан.

Никакие истязания не смогли вынудить бедную женщину изменить свои убеждения. Ночью ее темницу озарил Свет, и Иисус явился к мученице. Он исцелил ее страшные раны и утешил девушку. Утром мучители изумились чуду и подвергли Варвару еще большим пыткам. Поняв, что женщина не поддастся на уговоры, ее приговорили к казни. Отец лично убил мечом свою непослушную дочь. Мучители недолго пировали, их вскоре поразил гнев Господа. Мартиан и Диоскор погибли от удара молнии, испепелившей грешников.

С VI века мощи мученицы хранились в Константинополе. Так случилось, что княжна Варвара, дочь императора Византии Алексия I, вышла замуж за русского князя Святополка. Отец разрешил увезти на Русь мощи святой Варвары. Время и злые люди не смогли их уничтожить. Основная их часть хранится во Владимирском соборе, а левая стопа в 1943-м году была вывезена с Украины. Сейчас она находится в Канаде во Свято-Варваринском соборе (г. Эдмонтон).

О чем молятся святой Варваре?

Накануне казни мученица просила Господа, чтобы Он помогал всем верным христианам, молящим ее о помощи. Те, кто будет просить защиту от нечаянной беды, внезапной смерти, кто боится умереть без покаяния, все они найдут помощь у святой Варвары. Целительная сила святых мощей была известна в народе издавна. Губительная язва много раз поражала Русь, но всегда она обходила стороной святой храм, где они почивали.

День памяти святой Варвары православные отмечают 17 декабря. Многие верующие обращают свои взоры к ее лику. В чем помогает святая Варвара? Во все времена ее защиты просили те, кто чаще всего рискует умереть без покаяния от внезапной смерти. Это были путешественники, купцы, люди опасных профессий (горняки, военные). К мученице обращаются во время грозы, чтобы она защищала христиан от ударов молнии. Также святая Варвара считается покровительницей ремесленников.

Мощам святой Варвары издавна приписывают чудесные свойства. Считалось, что они способны заряжать своей божественной энергией другие вещи. У раки с мощами верующие хранили на время свои крестики и кольца, а затем носили их на себе, как могущественные талисманы. Известно, что императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна сняли свои дорогие перстни, сменив их на скромные колечки от святой мученицы покровительницы Варвары.

Для женщин на Руси считалось большим грехом стирать, белить или месить глину в день святой Варвары. Можно было лишь рукодельничать, но делать это разрешалось только после специальной молитвы. В этот день хозяйки готовили вареники с маком и творогом, а молодые девушки пытались гадать на судьбу. Нужно было выломать в саду веточку вишни и поставить ее в воду. Если на Рождество она зацветет, то в текущем году возможен удачный брак. Также по народным приметам считалось, что какая погода на Варвары, такая же будет на улице и на светлое .