История зарождения кобудо. История кобудо

"Таура Мусо Рю" - классическое "японское" кобудо ("кобудзюцу"). Это семейная школа, в которой вся основная информация передавалась от отца к сыну вплоть до нынешнего 16 главы школы - Икубо Мотому. Таура Мусо Рю имеет специфичный характер, так как члены семьи Икубо были профессиональными пограничниками, что наложило определенный отпечаток на технику школы.

История зарождения кобудзюцу берет начало с XII века, когда Ёритомо Минамото разбил своего противника Тайра, учредил Сегунат Камакура и назначил управляющим ("дзито") своего сына Симадзу-сё. Клан Иноуэ, сопровождавший нового правителя, сначала разместился в Сакамото-тё, а позже члены клана служили пограничниками.

Основателем школы, изначально называвшейся "Мусо Рю", является Хатироуэмон Иноуэ. Настоящий 16 глава школы Мотому Икубо (Дзуичо Инокубо) собрал воедино и организовал семейное будзюцу, которое было на грани умирания. Он также изменил название на "Таура Мусо Рю Кобудзюцу", добавив название его родного города как приставку, и открыл публике прежде секретную систему обучения, которая всегда передавалась только одному преемнику - обычно члену семьи.

Самураи клана, защищавшие границы области Симадзу между Осуми и Хюга усердно тренировались и передавали тем, кто приходил после них, комплексное будзюцу, включавшее помимо разных техник, изучение тактики и стратегии, а также использование подручных средств, например, дубовых палок и частей бамбука, которые легко можно было использовать в качестве оружия. Так, бамбук использовался для изготовления "доки" - вид лука в западном стиле.

Исторически главы школ искусств знали, что даже самая маленькая утечка информации школы могла привести к гибели их клана и других последователей. По этой причине, искусство преподавалось и сохранялось в тайне, и обучение на самом высоком уровне было доступно только одному преемнику - обычно члену семейства - в одно время. К сожалению, по этой причине нет ни одного "макимоно" (свиток) школы или другого вида доказательства ее подлинности. Однако, превосходство будзюцу этой школы, неоспоримо, и именно это превосходство позволяет философии системы подчеркивать принцип "выживания самых пригодных".

Вскоре после рождения Мотому Икубо стал жить у своего деда, 15-го "торе". Уже в возрасте 3 лет он впервые начал тренироваться в Мусо Рю Кобудзюцу. В тот год на Тихом океане вспыхнула война. Все молодые люди деревни были призваны на войну, в деревне остались только дети и старики. Старого Икубо волновало то, что его внук мог быть единственным кандидатом в преемники, и он тренировал мальчика очень строго. Среди бедности и трудностей, последовавших после войны, никто в Японии особо не заботился о такой "старомодной" вещи как будзюцу.

Именно в этот период, период Второй мировой войны и последующие годы американского контроля в Японии, погибло огромное количество старых боевых школ - многие мастера и лучшие ученики, призванные в армию, погибли, а после войны преподавание боевых искусств было под строжайшим запретом.

Молодой Икубо и его дедушка, однако, продолжали их довольно уникальные отношения "преподаватель - ученик». Обучение продолжалось 15 лет, пока молодой человек не вступил в японские наземные силы самообороны, которые стали великолепной средой для шлифовки полученных знаний будзюцу. В дополнение к упорной работе над искусством его семейства, Икубо также старательно практиковал каратэ, которое он начал изучать в возрасте 10 лет. В 1977 году Икубо-сенсей основал Федерацию Каратэ сил самообороны Хоккайдо.

В 1983 году Икубо был поставлен диагноз - рак печени. В это время будучи полностью уверенным, что он скоро умрет, Икубо-сенсей понял, что Мусо Рю Будзюцу, которое его дед преподавал ему, по существу, умрёт вместе с ним. Но он пережил свою болезнь и решил восстанавливать семейное искусство. Как мастер будзюцу и человек, который знает о том, что смерть стоит у него за плечом, Икубо-торе имеет свою собственную, уникальную точку зрения на жизнь и смерть.

С середины и до конца 1980-х гг. Икубо отдает все свое время систематизации и возрождению семейного будзюцу. Являясь 16 патриархом школы, Икубо-сенсей имеет, подобно его предшественникам, унаследованное имя Дзуичо Инокубо. Осев на северном японском острове Хоккайдо, он в память о своем родном городе добавил название города к названию фамильного искусства, назвав его "Taura Muso-ryu Kobujutsu", и представил секретное до сих пор искусство широкой публике.

Кобудо является традиционным единоборством Окинавы (Япония), обучающим работе с холодным оружием. Самыми популярными видами оружия, которые используются в Кобудо является нунчаки, шест, деревянная дубинка, серп, металлический трезубец, весло из дерева в паре с щитом.

Кобудо можно применять в случае сражения с одним или несколькими противниками, с оружием или без него. Результатом обучения является выработка определённых навыков, применение и манипулирование с огромной скоростью различного рода предметами.

Как возникло Кобудо? Когда-то давно жители острова Окинава были захвачены японцами. Им приходилось сражаться с вооружёнными самураями и для того, чтобы хоть как-то противостоять сильным воинам, окинавцы пользовались повседневными предметами быта, как оружием. Таким образом, сельскохозяйственные инструменты в руках искусных бойцов превратились в смертоносное орудия для самозащиты. Стиль Кобудо становился составляющей карате, когда дело доходило до работы с оружием.

Кобудо, как и остальные единоборства обладают системой последовательно повышающихся ступеней. Конечно же, речь идёт об умениях, которые для достижения лучшего результата необходимо изучать в определённой последовательности. Кобудо имеет 8 таких ступеней, каждый стиль обладает своей техникой, однако основная концепция, да впрочем, и методы одни и те же.

Первая ступень - это Кихон. Кихон представляет собой базовую технику, основу всей техники, которая используется в кобудо. Данная система тренировок включает в себя различного рода варианты поклонов, методики по укреплению организма, упражнения, предназначенные для разминки, занятия по улучшению и развитию координации, растяжку, а также способы удержания оружия и много чего другого. Если человек не изучит этот начальный уровень, он не сможет заниматься дальше и улучшать свои навыки. В кобудо, как и везде - если не выучишь алфавит, то не сможешь читать.

Вторая ступень - это Ходзё-ундо. Данная ступень представляет собой систему изучения вспомогательных упражнений. Раздел Ходзё-ундо обучает простейшим движениям, а также основным действиям, при использовании оружия - различные стойки, движения, удары и блоки.

Третья ступень - это Ходзё-ундо-бункай. На данной ступени боец должен научиться работать в паре с партнёром. Ходзё-ундо-бункай научит правильно реагировать на сложившиеся в бою обстоятельства, адекватно оценивать обстановку, реагировать вовремя на нападение, а также чувствовать дистанцию между собой и противником.

Четвёртая ступень Кобудо - это Ката. Данный раздел обучает целым связкам атак и защит в определённой последовательности. Каты помогают в экстренной ситуации моментально вспомнить определённый набор элементов, идущих последовательно друг за другом.

Ката-бункай представляет собой усложнённую четвёртую ступень. Связки в ката-бункай гораздо сложнее и длиннее. Последовательные блоки и удары могут применяться против нескольких врагов одновременно. Благодаря данной ступени бойцы обучаются чувству дистанции и пространства, а также умению сражаться сразу с несколькими противниками.

Якусоку-кумитэ - это шестая ступень, которая представляет собой подготовительный бой. Однако, кто будет нападать, а кто будет защищаться, какие удара будут наноситься, и какие блоки будут ставиться - всё это известно заранее.

Дзию-кумитэ является седьмой ступенью в кобудо. Данный раздел представляет собой бой между двумя партнёрами, проводящийся без заданной траектории движения. То есть, все удары и блоки, поступающие с обеих сторон, носят произвольный характер.

Дэиссэн является последней ступень в кобудо. Это настоящий, полностью реальный бой. Так сказать, вершина мастерства или выпускной экзамен для всех, кто занимается кобудо.

Чем выше ступень, тем больше вероятности получить травму. Именно поэтому, для того, чтобы перейти на следующий уровень необходимо тщательно подготовиться.

Одним из видов единоборств, практикуемых в клубе является КОБУДО.

Кобудо можно перевести с японского, как «старый военный путь”.

В современном кобудо имеется большое количество разделов, включающих в себя, как работу с оружием, так и без него.

В Саратове её членом является Федерация Кобудо Саратовской области http://саратов-кобудо.рф/

ВФК регулярно проводит региональные и национальные чемпионаты и кубки, семинары и аттестации на ученические пояса и мастерские степени.

За спортивные достижения спортсменам присваиваются спортивные разряды от 3-го юношеского и спортивные звания до "Заслуженного мастера спорта России" в соответствии с ЕВСК.

Соревнования проводятся в нескольких дисциплинах:

Боевые разделы

Ниппон-кемпо. С японского можно перевести, как "японских рукопашный бой". Один из современных видов дзю-дзюцу, основанный в 1932 году. Стоит на вооружении японской полиции.

Поединки проводятся в защитной амуниции, состоящей из шлема с металлической маской, жёсткого нагрудника, перчаток для бокса. Разрешены удары руками и ногами и коленями, броски, болевые приёмы в положении лёжа (в японском варианте разрешены болевые приёмы в стойке), удары руками и ногами по лежачему противнику, в т.ч. в положении лёжа. Особенностью поединков является то, что к технике и силе выполнения ударов предъявляются повышенные требования. Кроме того, любое эффективное техническое действие, будь то удар или или болевой приём, оцениваются в 1 бал (иппон), что существенно снижает преимущество борцов, которые традиционно имеют преимущество в поединках по смешанным правилам, где болевой приём приводят к чистой победе. Бой ведётся до 3-х очков. Приближаясь к реальному бою, в ниппон-кемпо броски не оцениваются. Оцениваются только действия после броска (добивание или болевой приём)

Нунчаку.

Поединки на нунчаку. Экипировка спортсменов состоит из шлема с маской и специализированных спортивных (мягких) нунчаку. Особенностью поединков является то, что спортсмен имеет право нанести удар только после того, как сделает определённое количество перехватов (как правило не менее 4-х). Таким образом поединки превращаются практически в цирковое зрелище, когда спортсмены стремятся максимально быстро и разнообразно вращать, перехватывать и фехтовать нунчаку. Естественно, что для участия в поединках на нунчаку требуется специализированная подготовка по овладению техникой этого вида спортивного оружия.

Демонстрационные разделы

Ката.

Демонстрация традиционных формальных упражнений с традиционными видами окинавского и японского оружия (бо, нунчаку, тонфа, сай, кама и т.п.).

Тайхо-дзюцу.

Парная демонстрация приёмов с оружием и без оружия (дзю-дзюцу) .



Спортсмены клуба регулярно выступают в соревнованиях по кобудо, являются чемпионами и призёрами Саратовской области и России.

Приведена красивая цитата Накамото Масахиро (10 дан Кобудо):

"Каратэ и Кобудо - как брат и сестра. Их нельзя разделять".

Но стоит признать, что волею судьбы каратэ и кобудо во многом разделены.

Каратэ и кобудо - брат и сестра?

Кобудо (дословно: старинный воинский путь) — это традиционное боевое искусство работы с холодным оружием.

А каратэ - это всемирно известный вид боевого искусства, спорт и даже в некотором смысле философия, стиль и образ жизни.

И кобудо, как ни горько это признавать почитателям работы с оружием, заметно уступает в популярности своему "брату".

Тем не менее, на Окинаве, колыбели боевых искусств, большинство мастеров каратэ являются и мастерами кобудо.

Но почему тогда каратэ намного популярнее? Почему число людей, практикующих кобудо, заметно меньше числа фанатов каратэ? Попробуем ответить на эти вопросы. А ответы мы постарались найти у официального представителя Рюкю Кобудо Тэссинкан в России Павла Долгачева (3 дан кобудо Тэссинкан).

Павел так комментирует рассматриваемую тему:

"Кобудо и каратэ - брат и сестра? По рождению - да, несомненно. И, в принципе, появление восточных воинских искусств в Европе и Америке в шестидесятые годы не было триумфальным шествием лишь для каратэ. Демонстрации различных ката и обусловленных поединков на традиционном оружии проходили повсеместно. Как правило, знатоками окинавского кобудо (под окинавским стоит понимать любые версии искусства применения «подручных» средств типа шеста, нунчаку, сай и т.д.) были мастера из Японии (и с острова Окинава в частности).

Говорить о том, что кобудо получило такое же развитие, как и каратэ, не приходится. Каратэ, как более приземлённый с точки зрения обывателя метод самообороны, получило громадную популярность. И практически мгновенно стало развиваться и как вид спорта. Схватка (кумитэ) в безоружном каратэ по каким бы то ни было правилам оказалась основным методом проверки спортивного мастерства наряду с состязаниями по ката".

Павел Долгачев

Кобудо - дорогостоящее увлечение

Хотите заниматься каратэ? Вам понадобится каратэги (кимоно), собственное тело и квалифицированный тренер.

Комментарий Павла Долгачева по этому поводу:

"Занятия кобудо относительно затратны. Конечно, это не гольф, однако адепт кобудо должен иметь в своём распоряжении различные виды оружия, а также различное защитное снаряжение. То есть, приходится тратить какие-никакие, а деньги.

В этом плане безоружное каратэ выигрывает у кобудо в вопросе массовости и известности".

Также стоит отметить тот факт, что некоторое оружие, используемое в кобудо, классифицируются как холодное оружие ударного, ударно-раздробляющего действия и т.д.

Владельцы оружия могут привлекаться к ответственности по статьям:

  • Статья 222 УК РФ. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
  • Статья 223 УК РФ. Незаконное изготовление оружия.

Техники кобудо

Согласитесь, что для начинающего любителя боевых искусств техники кобудо будут намного тяжелее в освоении, чем техники каратэ. Если человек не владеет своим телом достаточно хорошо, то владеть дополнительными предметами будет еще затруднительнее.

Наш собеседник соглашается с данной позицией:

"Причины меньшей распространённости кобудо просты. Серьёзные занятия кобудо, как правило, строятся на основе уже полученных в каратэ навыков. Кобудо в какой-то мере всегда на некой «следующей», то есть, явно не начальной, ступени после начала занятий каратэ. И крайне редко кто-либо наоборот, начинает изучать каратэ после кобудо".


Кобудо и его практичность

Большинство людей не видят в кобудо практического смысла. Вряд ли возможно носить с собой по улицам бо или нунчаки, не так ли?

Исходя из подобных рассуждений, можно говорить о низком уровне практичности кобудо.

Конечно, с этим можно поспорить, ведь истинный мастер кобудо сможет использовать в качестве оружия любые подручные предметы. Но на то он и мастер, а массовое сознание воспринимает кобудо, как что-то трудное, не практичное, почти недоступное...

Самое главное

В завершение Долгачев акцентирует наше внимание на следующем:

"А самое главное — кобудо поздно (и в некоторых организациях совсем неактивно) стало ориентироваться на спорт как на развивающий массовость фактор. Прогресс в этом направлении есть — на Окинаве в августе 2015 года пройдёт крупный международный турнир, который не по названию (пока), а по сути призван стать первым чемпионатом мира. Правда, с чемпионатами не всё просто — подобные мероприятия в коалиции с организациями окинавского каратэ уже проводились несколько раз. Организацией грядущего турнира теперь самостоятельно занимается «Федерация кобудо префектуры Окинава». Впрочем, заорганизованность процессу развития кобудо тоже не грозит. Окинавская структура вряд ли станет создавать всемирное объединение, потому что есть множество небольших организаций, в т. ч. международных, которые озабочены больше процессом, чем формальным статусом.

Тем не менее, кобудо, при имеющихся "минусах", может похвастать разнообразием тем, что является большим достоинством".

Редакция сайт благодарит Павла за сотрудничество и отзывчивость!