История отечественного танкостроения. Развитие российского танкостроения

Конец XIX — начало XX века характеризуется стремительным научным прогрессом человечества. Активно применяют паровозы и автомобили, изобрели двигатель внутреннего сгорания и активно пытаются подняться в небо. Всеми такими изобретениями рано или поздно заинтересовываются военные.

История развития бронетехники по странам

Китай

История танков остальных стран

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения — нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Первый в мире танк Mark I

Этим танком был , названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище: «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка, в спонсонах, в зависимости от модификации устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).

Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Ротмистров писал, что англичане не смогли развить тактический успех в оперативный только из-за малого количества танков.

Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом « самодвижущиеся водяные цистерны для Петрограда». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки. Интересно, но в России, до того как прижилось английское «танк», его переводили и называли — лохань. В других армиях закрепились свои названия – «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » (боевая повозка), у шведов — «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка).

После Mark I танкам постоянно уделялось огромное внимание, хотя тактика и стратегия их применения, еще не была разработана, а возможности самих танков были довольно посредственные. Но через очень короткое время танк станет ключевым предметом на поле боя, появятся легкие и тяжелые танки, многобашенные неуклюжие гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились все более эффективными.

1. Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков МС-1, которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.
2. Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 — 1939 годов, когда на основе приобретенных за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования — другие гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские легкие танки Т-26 и БТ, неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода. Период 1930-х годов для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк — существовали самые различные идеи и концепции от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков Т-28 и Т-35, предназначенных для прорыва укреплений противника. t28_17 Т-28 неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на и идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя В-2, который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжелые танки. Так, еще 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Лихачев докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках Т-34 и КВ.
3. Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развернуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство Т-34). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 30-х годов.
4. Отказ от легких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешевых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после Т-34 танк Т-60, созданный на базе плавающего танка Т-40. Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулеметом танк сыграл свою роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали легкие танки Т-70 и Т-80 с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой. Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство легких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.
5. «Тридцать четверка»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков — если на 1941 год советские Т-34 и КВ с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина меняется — требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал Т-34/76 и Т-34/85. Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тысяч «тридцатьчетверок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тысяч, а немецких Т-IV - около 9,5 тысяч. Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья. Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот — САУ начинают играть значительную роль и начинается их массовое производство.
6. После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжелые и средние танки, а с начала 60-х годов наметился переход к созданию основного танка. В СССР 70-80-х годов по сути было три основных танка.

Первым стал Т-64 (выпускался в Харькове) — принципиально новая машина, в которой был воплощен целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе Т-80, там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развернуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал Т-72, который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство — прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешевые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.

7. Сегодня.

Сегодня основным боевым танком России является Т-90 «Владимир». Он был создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как глубокая модернизация танка Т-72, однако в 1992 году был принят на вооружение уже под индексом Т-90. Благодяря своей живучести, маневренности, надежности и огневой мощи, в период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым общевойсковым танком.

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

Застой

Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.

В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.

Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.

Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

Первые в мире

На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.

В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.

1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.

В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.

Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.

Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.

Всё это сделало советские танки крайне популярными во множестве стран и, как результат, частыми участниками военных действий.

Разработка перспективного российского танка (объект 195) велась УКБТМ (ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», г. Н-Тагил) в рамках темы «Совершенствование-88», но, по ряду причин успеха не достигла.

Также не решен вопрос оснащения российских танков тепловизионными приборами наблюдения и прицеливания (ТВП) нового поколения соответствующих современным аналогам. Сейчас можно с достаточной уверенностью предположить, что разработки в рамках федерально-целевой программы «инфравид» успеха не достигли, российские танки оснащаются изделиями зарубежного производства.


На ряду с разработкой перспективного танка ведутся и ОКР по модернизации уже созданных в рамках ОКР «Мотобол» и «Рогатка-1». Головные исполнители работ: ОАО ВНИИтрансмаш", ФГУП "УКБТМ", ФГУП "КБТМ", ОАО "Спецмаш".

Исследования направлены на комплексную модернизацию существующих танков по характеристикам огневой мощи и подвижности, однако воплощения в серийном производстве и модернизации они практически не имеют.

Ключевые аспекты модернизации по вышеуказанным программам - создание новой трансмиссии, которая сможет обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по всем основным показателям и совершенствования огневой мощи танка с обеспечением характеристик дающих вероятность поражения современных образцов противника с вероятностью близкой к 100%.

Проблема совершенствования огневой мощи включает как системы управления огнем, так и решения по повышению могущества боекомплекта.

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" представитель ГАБТУ Владимир Войтов, заявил, что «так называемого объекта 640 не существует, и разработок не велось». Продолжением концепции заложенной в «объект 640» стала разработка «Бурлак».

На ряду с разработкой в УКБТМ танка с новой компоновкой «Объект 195» в ООО КБТМ (г. Омск) велась разработка менее радикального проекта перспективного танка в рамках темы «Бурлак», которая по последним данным также приостановлена.

Наиболее просто реализуемым перспективным вариантом развития российских танков являются разработки КБТМ в рамках создания единого боевого отделения с двухпоточным механизмом автомата заряжания с полной автоматизацией размещенного в танке боекомплекта (36 выстрелов и более). Разработаны ТЗК (транспортно-заряжающий контейнер) различной вместимости – 14…32 выстрела.


Унифицированное боевое отделение с двухпоточным АЗ (ОКР Бурлак). Башня может быть установлена на новых танках, а также на модернизируемых танках, таких как Т-72, Т-80, Т-90 и их модификациях, повышая их защищенность. На боковой стенке башни закреплен легкобронированный отсек для размещения автономной зенитно-пулеметной установки, который с фронтальной проекции закрыт защитным модулем.

Основным преимуществом решений в рамках ОКР «Бурлак» является комплексный подход к вопросам обеспечения защищенности танка и его огневой мощи.

Это достигнуто путем инновационных решений, реализующих в рамках существующей компоновки и без принципиальных изменений шасси и боевого отделения создать танк, обладающий характеристиками перспективного на базе существующих технологий и глубоких изменений серийного производства. Компоновочные решения, предлагаемые в рамках «Бурлак» позволяют повысить живучесть танка при поражении боекомплекта, с размещением его в изолированном отсеке, снабженном вышибными пластинами.

Размещение ТЗК в кормовой части башни танка позволяет добиться уравновешенности башни и, следовательно, дальнейшего усиления броневой защиты лобовой проекции.

Особенности новой башни:

· модульное бронирование - быстросъемные защитные модули и могут быть заменены при боевых повреждениях силами ремонтных подразделений в полевых условиях. Кроме того, при дальнейшей модернизации ранее выпущенных танков старые защитные модули могут быть заменены новыми, более эффективными, созданными с учетом последних технологических достижений в области броневой защиты.

· увеличенный внутренний объем до 2,5 м3 за счет чего возможно разместить комплекс бортового оборудования, отвечающий современным требованиям командной управляемости и улучшить эргономику боевого отделения.

· башня выполнена с возможностью установки съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания.


Быстросъемные защитные модули представляют собой комбинацию динамической и "пассивной" защиты. Защитные модули не ухудшают условий посадки и покидания танка механником-водителем.

Реализация мер по усилению броневой защиты башни танков Т-90А и Т-80У затруднено из-за большого момента неуравновешенности башни.

Новое боевое отделение «Бурлак» разработано для производства вновь изготовляемых танков с новой башней и для модернизации уже созданных (Т-90, Т-80) без замены башни.

Размещаемый за башней танка ТЗК обладает высокой защищенностью, но даже в случае его поражения экипаж останется невредимым, а танк может быть отремонтирован даже в полевых условиях. Установка динамической защиты на бортах башни танка обеспечит защиту от противотанковых средств противника (РПГ) значительно превышающей уровень серийных танков.


Применение нового съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания позволяет применять современные снаряды повышенного могущества (увеличенной длины). Другое преимущество это отдельное размещение боекомплекта от экипажа, что значительно повышает безопасность экипажа и танка в целом. Работает как со стандартными выстрелами так и с новыми повышенного могущества раздельного заряжения.


Так может выглядеть модернизированный танк Т-80У с комплексом ДЗ «Реликт» и новым автоматом заряжания. Размещенный за башней автомат заряжания потребовал разработки нового оборудования подводного вождения танка (ОПВТ).

В конвейере AЗ танка Т-72Б/Т-90 размещено только 22, а остальные 21 выстрел - в немеханизированных боеукладках в корпусе и башне, пополнение конвейера новыми выстрелами производится вручную, требует значительных усилий и затрат времени (скорострельность при заряжении из немеханизированной укладки 1,5 – 2 минуты), что в боевой обстановке повышает вероятность поражения противником и потому является существенным недостатком.

Предложенным вариантом модернизации решается задача повышения боевой эффективности танков Т-72, Т-80 и Т-90 до уровня современных требований за счет установки забашенного AЗ. В башне танка с боевым отделением размещен второй автомат заряжания, оборудованный транспортером карусельного типа (аналогично АЗ танка Т-72) с кассетами для укладки снарядов, расположенный у днища корпуса танка.

Таким образом, в модернизированном танке весь боекомплект танка автоматизирован, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса. При наличии танков противника заряжание осуществляется выстрелом повышенного могущества из забашенного автомата заряжания, в других случаях выстрелами из АЗ размещенного у днища корпуса.

Для интенсификации освоения модернизированных (по результатам ОКР «Бурлак») танков Т-72Б, Т-72Б1, Т-80У, Т-80БВ, Т-90 (Т-80 «Бурлак», Т-90 «Бурлак») разрабатывается комплекс компьютеризированных учебных средств.

Цели модернизации

Танки Т-72 и их модификаций, включая Т-90 перестают отвечать современным требованиям, исходя из следующего: в современных отечественных и зарубежных танках, включая "Леклерк", "Абрамс", модификациях "Леопард-2", существенно повысилась защита лобовой проекции. Эффективность бронебойных снарядов, в ответ на усиление защиты, также повышалась за счет увеличения, главным образом, активной части с подкалиберным сердечником, выполняемым из металла высокой плотности, например, обедненного урана, а также за счет придания более высокой начальной скорости снаряду путем использования более мощного заряда. В автомате заряжания Т-72 разместить такие удлиненные снаряды, тем более унитарные выстрелы, не представляется возможным.


Автомат заряжания Т-72 и его модификации Т-90 размещен в башне у днища танка, снабжен транспортером карусельного типа и оборудован механизмом подъема выстрелов. Длина снаряда ограничена габаритами транспортера.

Повышение поисковых и прицельных возможностей комплекса вооружения реализовано за счет увеличения обзора командира танка с применением панорамных наблюдательно-прицельных систем, в том числе управляющих дополнительным вооружением объекта. Обнаружение, распознавание и сопровождение цели в автоматическом режиме до ее гарантированного поражения комплексом управляемого вооружения танка с применением автоматического сопровождения цели.

Если в разработках «Бурлак» виден комплексный подход к вопросам огневой мощи и защите танка, то в разработках УКБТМ выбран другой путь.

В новом варианте АЗ разработки УКБТМ кассеты вращающегося транспортера размещены вертикально, это не только не улучшит защищенность и эргономику боевого отделения танка, но и приведет к противоположному результату. Не решенным останется и вопрос дальнейшего усиления бронезащиты башни из-за большого момента неуравновешенности.

Преимущества модернизированного танка:
Комплекс технических решений, направленных на повышение уровня защищенности при модернизации в т.ч. по повышению живучести при взрыве боекомплекта (изолированные отсеки для топлива, вышибные пластины и т.п).
Полностью механизированный боекомплект в ТЗК и АЗ у днища корпуса танка, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса.
Надежная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
Возможность применения выстрелов повышенного могущества с БПС повышенного удлинения с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов и усовершенствованных УР.
Повышения эффективности борьбы с живой силой и воздушными целями.
Использование модульной комбинированной брони в комплекте с динамической защитой.
Повышение уровня командной управляемости, установлена информационно-управляющая система, в которую интегрированы средства связи, управления, диагностики, компьютерной обработки информации и разведки.
Усовершенствованное СУО за счет расширения поисковых и точностных показателей, установки панорамы, равновозможных комплексов управления у командира и наводчика для реализации принципа "охотник-стрелок".

Использованы материалы патентов РФ № 2169 336, 2165617, 2233418, 43633, 2202756, 2215965, 2366882, 2204776.

Начало танкостроению было положено во время Первой мировой войны. Поражающие воображение современников машины появились на Западном фронте. Боевые действия между Германией, Францией и Великобританией несколько лет оставались позиционными. Солдаты засели в окопах, а линия фронта почти не двигалась. Прорвать позиции противника существовавшими средствами было практически невозможно. Артподготовка и марш-броски пехоты не давали нужного результата. История танкостроения началась благодаря британцам. Именно они первыми стали использовать не имевшие аналогов самоходные машины.

Великобритания

Первый английский танк Mark I появился в 1916 году, когда экспериментальную модель выпустили в количестве 100 боевых единиц. У этой модели было две модификации: с пулеметами и пушками. История танкостроения началась с «блина комом». Mark I был малоэффективным. В его пулеметы не могли бороться с немецкими огневыми точками.

Несмотря на то что те танки были несовершенными, они продемонстрировали, что у нового вида вооружения есть серьезные перспективы. Более того, первые модели приводили немецких солдат, никогда не видевших ничего подобного, в ужас. Поэтому Mark I использовался скорее в качестве психологического оружия, чем боевого.

Всего в этом британском "семействе" появилось девять моделей. Серьезным прогрессом отметился Mark V. Он обзавелся четырехскоростной коробкой передач и специальным танковым двигателем под названием «Рикардо». Это была первая модель, которой управлял только один человек. Произошли и другие изменения. В корме появился дополнительный пулемет, и увеличилась рубка командира.

Франция

Успехи англичан вдохновили французов продолжить эксперименты союзников. История танкостроения многим обязана модели "Рено FT-17". Французы выпускали ее в 1917-1918 гг. (было выпущено почти 4 тысячи единиц). Об эффективности FT-17 говорит хотя бы то, что их продолжали эксплуатировать даже в начале Второй мировой войны (двадцать лет для танкостроения - это колоссальный срок).

Чем объяснялся такой успех "Рено"? Дело в том, что это был первый танк, который получил классическую компоновку. Управление машиной велось из ее передней части. В центре находился боевой отсек. Сзади располагалось моторное отделение. Такое техническое и эргономическое решение как нельзя лучше раскрыло боевой потенциал FT-17. История развития танкостроения сложилась бы иначе, если бы не эта машина. Большинство историков считает ее самой удачной моделью, использовавшейся на фронтах Первой мировой войны.

США

Американская история танкостроения началась благодаря усилиям генерала Джона Першинга. Он прибыл в Европу в 1917 году вместе с экспедиционными силами США, после того как те объявили войну Германии. Познакомившись с опытом союзников, их техникой и позиционной войной, о которой в Америке не подозревали, генерал стал добиваться от своего руководства внимания к теме танков.

Армия США закупила французские "Рено" и использовала их в боях под Верденом. Американские конструкторы, получив иностранные машины, провели небольшую модификацию. После Первой мировой войны танковые войска США были расформированы из-за дороговизны. Затем несколько лет вообще не выделяла средств на создание новых машин. И только в 1930-х гг. появились первые экспериментальные модели собственного производства. Это был M1931 (боевая машина T11). Его так и не взяли на вооружение, но опытные работы дали американским конструкторам необходимую пищу для размышлений перед дальнейшими изысканиями.

Эволюция американской техники затормозилась еще и из-за Великой депрессии, серьезно поколебавшей экономику страны. Серьезное финансирование к инженерам и конструкторам пришло только с началом Второй мировой войны, когда власти поняли, что, возможно, им не удастся отсидеться за океаном, и придется отправлять войска в Европу.

В 1941 году появился "M3 Стюарт". Данный легкий танк был выпущен в количестве 23 тысяч единиц. Этот рекорд в своем классе так до сих пор и не побит. История мирового танкостроения не знает более модели, выпущенной в таком количестве. «Стюарты» не только использовались американской армией, но и поставлялись союзникам: в Великобританию, Францию, Китай и СССР по ленд-лизу.

Германия

Бронетанковые войска в Германии появились только в эпоху Третьего рейха. заключенный по итогам Первой мировой войны, запретил немцам заводить свой собственный боеспособный парк. Поэтому во время своих машин Германия не имела. И только пришедшие к власти в 1933 году нацисты раскрутили военный маховик. Первое время легкие танки выпускались под видом тракторов. Впрочем, вошедшие во вкус немецкие власти быстро перестали скрываться. Что касается параллелей между танками и тракторами, то схожая практика существовала в Советском Союзе, где в 1930-е гг. было построено множество тракторных заводов, которые в случае наступления войны можно было легко переделать под танковые.

В 1926 году Германия и СССР заключили соглашение, по которому будущие военные немецкие специалисты стали обучаться в специализированной школе под Казанью. Позже этот костяк приступил к созданию техники у себя на родине. Первым немецким танком стал Panzer I. Эта модель оказалась основой немецкого парка.

К началу Второй мировой войны в Германии было более трех тысяч танков, а перед нападением на СССР на одном только Восточном фронте было сосредоточено больше четырех тысяч машин. Немцы первыми использовали тяжелую технику в качестве штурмовой. Многие танковые дивизии СС получили именные названия («Дас Рейх», «Тотенкопф» и т. д.). Значительная их часть была уничтожена. Всего за войну Третий рейх потерял около 35 тысяч машин. Ключевым немецким средним танком была «Пантера», а тяжелым - «Тигр».

СССР

В середине 1920-х гг. началась история советского танкостроения. Первой серийной моделью в СССР оказался МС-1 (другое название - Т-18). До этого в распоряжении Красной армии находились только трофейные машины, захваченные во время гражданской войны. С наступлением мира были организованы работы по проектированию тяжелого позиционного танка. Их свернули в 1925 году, когда после очередного совещания в РККА военные решили направить все ресурсы на создание малой маневренной модели. Ею и стал МС-1, созданный в 1927 г.

Вскоре появились и другие советские танки. К 1933 году было запущено производство легких Т-26 и БТ, танкеток Т-27, средних Т-28 и тяжелых Т-35. Проводились смелые эксперименты. История танкостроения СССР начала 1930-х гг. прошла под знаком конструирования плавающих танков. Они были представлены моделями Т-37. Эти машины получили принципиально новый винт. Его особенностью были поворачивающиеся лопасти. При движении на плаву они обеспечивали задний ход.

История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28. Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения (в нее входили три пулемета и пушка).

В 1933-1939 гг. выпускался 50-тонный Т-35. Его создали в качестве боевой машины для качественного усиления атаки при прорыве полос укреплений. В тот момент история советского танкостроения перешла на новый этап, так как именно Т-35 первым получил столь многочисленное вооружение. Его устанавливали в пяти башнях (всего пять пулеметов и три пушки). Однако у этой модели были и недостатки - в первую очередь неповоротливость и слабое бронирование при больших размерах. Всего было выпущено несколько десятков Т-35. Некоторые из них использовались на фронте на начальном этапе Великой Отечественной войны.

1930-е годы

В 30-е годы прошлого века советскими инженерами и конструкторами активно проводились опыты, связанные с созданием колесно-гусеничных танков. Подобное устройство машин усложняло ходовую часть и силовую передачу, однако отечественным специалистам удалось справиться со всеми вставшими перед ними трудностями. В конце 1930-х гг. был создан гусеничный средний танк, получивший название Т-32. В дальнейшем на его основе появилась главная советская легенда. Речь идет о Т-34.

Накануне Великой Отечественной войны конструкторы больше всего внимания уделяли двум качествам машин: подвижности и огневой мощности. Однако уже гражданская война в Испании в 1936-1937 годах показала, что необходимо модернизировать и другие характеристики. В первую очередь этого требовали броневая защита и артиллерийское вооружение.

Результаты смены концепции не заставили себя ждать. В 1937 году появился Т-111. Он стал первым советским танком, оснащенным противоснарядной броней. Это был серьезный прорыв не только для отечественной, но и для всей мировой индустрии. Характеристики Т-111 были таковы, что он предназначался для поддержки пехотных частей. Однако модель так и не была запущена в массовое производство по ряду конструкторских причин. Она оказалась непрактичной с точки зрения монтажа и демонтажа деталей из-за блокированной подвески и других особенностей машины.

Интересно, что история советского танкостроения и танков СССР отличалась от иностранной хотя бы отношением к легким танкам. Везде им отдавали предпочтение из-за экономических причин. В СССР была дополнительная мотивация. В отличие от других стран, в Советском Союзе легкие танки использовали не только для разведки, но и для непосредственного боя с противником. Ключевыми советскими машинами данного типа были БТ и Т-26. До нападения Германии они составляли большую часть парка Красной армии (всего построили около 20 тысяч единиц).

Конструирование новых моделей продолжалось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году был разработан Т-70. Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы.

После 1945 года

К первому поколению послевоенных танков относятся те, разработка которых началась еще в 1941-1945 годах и которые не успели начать эксплуатировать на фронте. Это советские модели ИС-3, ИС-4, а также Т-44 и Т-54. История американского танкостроения этого периода оставила после себя M47, и "M46 Паттон". К этому ряду также относится британский «Центурион».

Легкие модели к 1945 году окончательно стали узкоспециализированными машинами. Так, советская модель ПТ-76 предназначалась для водных условий боя, американский «Уокер Бульдог» создавался для разведки, «Шеридан» конструировался для легкой транспортировки авиацией. В 1950-е гг. на смену средним и тяжелым танкам приходят основные боевые танки (ОБТ). Так называются многоцелевые модели, сочетающие хорошую защищенность и огневую мощь. Первыми в этой когорте стали советские Т-62 и Т-55 и французские AMX-30. История танкостроения США сложилась так, что класс основных боевых танков в Америке начался с M60A1 и M48.

Второе послевоенное поколение

В 1960-1970-е годы наступила эпоха второго поколения послевоенных танков. Что отличало их от предшественников? Новые модели создавались инженерами, во-первых, с учетом существования усовершенствованной модернизированной противотанковой техники, а во-вторых, в условиях применения оружия массового поражения.

Эти танки обзавелись комбинированной броней, состоящей из нескольких слоев и производимой из разных материалов. В первую очередь она защищала от кинетических и кумулятивных боеприпасов. Кроме того, экипаж получал комплект защиты от оружия массового поражения. Танки второго поколения стали оснащаться массой электроники: баллистическими вычислителями, лазерными дальномерами, системой управления огнем и т. д.

К подобной технике относились Т-72, M60A3, «Чифтен», «Леопард-1». Некоторые модели появлялись как результат глубокой модификации машин первого поколения. Советские танки того периода по своим характеристикам ничуть не уступали предполагаемым противникам, а в чем-то даже значительно их превосходили. Однако с 1970-х годов стало заметным отставание в оснащении электроникой. В результате начала на глазах устаревать. Особенно заметным этот процесс был на фоне конфликтов на Ближнем Востоке и в других странах, где происходили вспышки глобальной Холодной войны.

Современность

В 1980-х гг. появилось так называемое третье послевоенное поколение. С ним связана история российского танкостроения. Ключевой особенностью подобных моделей стала высокотехнологичность защитных средств. К третьему поколению относятся «Лекрерки» Франции, «Леопарды-2» Германии, «Челленджеры» Великобритании, «Абрамсы» США.

История танкостроения России символизируется такими машинами, как Т-90 и Т-72Б3. Данные модели корнями уходят в далекие 1990-е годы. Т-90 также получил название «Владимир» в честь своего главного конструктора Владимира Поткина. В 2000-х годах этот танк стал самым продаваемым основным боевым танком во всем мире. В лице этой модели история развития танкостроения в России перевернула еще одну свою славную страницу. Впрочем, отечественные конструкторы не остановились на своем достижении и продолжили уникальные технические изыскания.

В 2015 году появился новейший танк Т-14. Его отличительной особенностью стали такие элементы, как необитаемая башня и гусеничная платформа «Армата». Впервые Т-14 был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы, посвященном 70-летию окончания Великой Отечественной войны. Модель выпускается "Уралвагонзаводом".