Биография юлии вознесенской. Вознесенская Юлия Николаевна: биография, произведения

Юлия Николаевна Вознесенская (1940 – 2015)

Юлия Вознесенская (наст. фамилия Вознесенская-Окулова, урожд. Тараповская) родилась 14 сентября 1940 г. в Ленинграде. Начинала как поэтесса. Ранние стихи и первая публикация в газете «Смена» в 1964 г. вызвали одобрение известной переводчицы и поэтессы Т.Г. Гнедич.

Активная участница неформальной культурной жизни Ленинграда времен «застоя». На квартире Вознесенской проходили художественные выставки, концерты бардов, чтения стихов и лекций по философии и истории. Составитель нескольких сборников самиздата, в т.ч. «Вторжение-68», о вводе советских войск в Чехословакию, соредактор сборников «Лепта» и «Мера времени», журналов «Часы» и «Женщина и Россия». Одна из организаторов акции диссидентов 14 декабря 1975 года на Сенатской площади.

В 1976 г. была приговорена к пяти годам ссылки в Воркуту за антисоветскую пропаганду (самиздат, стихи и публицистика). Бежала, чтобы прорваться на процесс своих друзей. После повторного суда ссылка была заменена 2 годами лагерей (Забайкалье, Иркутская область, пос. Бозой).

В 1980 г. за свое «инакомыслие и инакоделание» была принуждена к эмиграции в Германию. Работала в Международном обществе защиты прав человека во Франкфурте, на радио «Свобода» в Мюнхене, писала публицистику и книги о России, переводившиеся на многие языки. В очерках «Записки из рукава» (1979 г.), «Женский лагерь в СССР» (1980 г.), «Ромашка белая» (1982 г.), а также в некоторых главах книги «Женский декамерон» (1987 г.) рассказывает о положении женщин в лагерях.

В 1996-2000 годах Ю.Н. Вознесенская жила трудницей в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции (РПЦЗ, Провемон, Нормандия). В это время, по благословению ныне покойной игуменьи Афанасии (в миру Елена Гуттенберг, дочь расстрелянного большевиками белого офицера), была написана повесть-притча «Мои посмертные приключения», образно повествующие о том, что ждет человека после смерти.

С 2002 г. Ю. Вознесенская проживала в г. Берлине. Автор романов «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», «Паломничество Ланселота», «Эдесское чудо»; детской трилогии «Юлианна»; трилогии «"Русские дела" графини Апраксиной» («Асти Спуманте», «Русалка в бассейне», «Благодарю за любовь»); повестей «Сын вождя» и «Сто дней до потопа»; сборников «Утоли моя печали» и «Нечаянная радость»; книги для детей «Светлая поляна».

За произведения «Мои посмертные приключения» и «Путь Кассандры» в 2003 г. Ю. Вознесенская получила звание «Лучшего автора года» на конкурсе «Православная книга России». Лауреат ежегодного конкурса произведений для детей и юношества «Алые Паруса» в номинации «Проза» за книгу «Путь Кассандры, или Приключение с макаронами»; удостоена специальной премии им. Вл. Одоевского «За поддержание традиций интеллектуальной фантастики» в 2006 г. («Бакстон») за трилогию для детей «Юлианна»; сборнику рассказов Ю.Н. Вознесенской «Утоли моя печали» присуждена специальная премия конкурса «Просвещение через книгу-2009» «Твори добро».

Произведения Ю.Н. Вознесенской издаются в издательстве «Лепта Книга» (Москва), с которым писательницу связывало дружеское и плодотворное сотрудничество в течение почти 15 лет. Книги «Мои посмертные приключения, «Путь Кассандры» и «Паломничество Ланселота» переведены на несколько языков.

20 февраля 2015 г. после продолжительной болезни Ю.Н. Вознесенская скончалась в Берлине на 75-м году жизни. Учитывая, что часть детства Юлия Николаевна провела с отцом, советским офицером, в Германии, то как раз половина ее жизни прошла на чужбине. Там же, на кладбище в Тегеле, под Берлином, она и упокоилась.

Родилась в семье военного инженера, который после войны служил в Восточном Берлине, где Вознесенская жила с 1945 по 1950. Училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино, была активной деятельницей в кругах неформального искусства. В 1964 ее впервые осудили на год принудительного труда.

С 1966 начала печататься, первые стихи сначала в периодике, потом в самиздате. В 1973 приняла крещение. Участвовала в организации акции 14 декабря 1975 г. на пл. Декабристов (Сенатской), в ряде демонстраций и голодовке протеста художников-нонконформистов.

Проводила литературные вечера в своей комнате в коммунальной квартире. В июне 1976 года участвовала в подготовке первого номера журнала «Часы» (стр. 303). Стихи публиковала в журналах «Часы», «37» (стр. 297), «Мария», в «тамиздатских» журналах «Грани», «Третья волна», «Вестник РХД», «Посев» (в т.ч. и статьи).

В том же году была осуждена на пять лет ссылки за «антисоветскую пропаганду». Бежала из ссылки в Ленинград, на суд по делу Юлия Рыбакова , что привело к двум годам лагерного заключения до июня 1979.

В 1980 эмигрировала из СССР вместе с двумя сыновьями. До 1984 она жила во Франкфурте-на-Майне , потом поселилась в Мюнхене , где работала на радиостанции «Свобода». В 1996-1999 жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции (РПЦЗ, Провемон, Нормандия). Там по благословению игуменьи Афанасии написала повесть-притчу «Мои посмертные приключения». С 2002 живёт в Берлине . Поздние произведения Вознесенской часто называют «христианским (или православным) фэнтези».

Премии

  • звание «Лучшего автора года» на конкурсе «Православная книга России» (2003)
  • лауреат ежегодного конкурса произведений для детей и юношества «Алые Паруса» в номинации «Проза» за книгу «Путь Кассандры»

Книги

  • Женский декамерон, Tel Aviv, 1987
  • Звезда Чернобыль, New York, 1987
  • Мои посмертные приключения, 2001
  • Путь Кассандры, или Приключения с макаронами, 2002
  • Паломничество Ланселота, 2004
  • Юлианна, или Игра в киднеппинг, 2004
  • Юлианна, или Опасные игры, 2005
  • Сын Вождя, 2006
  • Русалка в бассейне. «Русские дела» графини Апраксиной, 2007
  • Асти Спуманте. «Русские дела» графини Апраксиной, 2007
  • Юлианна, или Игра в «Дочки-мачехи», 2007
  • Жила-была старушка в зеленых башмаках... 2008
  • Утоли моя печали (сборник рассказов), 2009
  • Благодарю за любовь, 2009
  • Нечаянная радость, или Раб Божий Владлен и другие истории, 2010
  • Сто дней до потопа

Составитель

  • Briefe ?ber die Liebe, M?nchen, 1987
  • Was die Russen ?ber Deutsche denken, M?nchen, 1988

Этой необыкновенной женщины - поэтессы, писательницы и миссионера - был непростым. Кроме обычных событий, книга жизни Юлии Вознесенской содержит и такие непростые страницы, как лагеря и тюрьмы, признание и осуждение, эмиграция. Но весь этот пронизан ярким светом любви к Богу. Она нашла своё воплощение не только в произведениях автора, но в той поддержке, которую Юлия Николаевна Вознесенская оказывала людям.

Начало жизненного пути

Родилась Юлия Николаевна Вознесенская 14 сентября 1940 года в Ленинграде. В 1945 году, после окончания войны, Тараповские всей семьей переехали в Берлин. Здесь, в восточной части города, в советских войсках служил отец, работавший в то время на должности военного инженера.

В 1949 году семья возвращается на родину. Здесь Вознесенская Юлия поступает в Ленинградский институт театра, музыки и кино и начинает свой творческий путь в сфере неформального искусства. Именно с этим периодом жизни связан первый арест, который случился в 1964 году и закончился годом принудительных работ.

Молодые годы жизни

С рождением первенца учёбу пришлось оставить. Позднее Юлия переводится на медицинский факультет, который впоследствии тоже остался незаконченным. Пробует свои силы и в журналистской деятельности. На заре 1960 была корреспондентом одной местной мурманской газеты. Там появилась одна из её первых публикаций - стих «Лапландия».

Пробовала она себя и в других ипостасях. В середине 1960 годов Юлия Николаевна с мужем и сыновьями переехали в деревню Важины, ближе к природе и чистому воздуху. Такое решение было связано с частыми болезнями младшего сына. Здесь супруги также нашли себе более чем достойное применение. Муж заведовал Домом культуры, а сама Юлия Николаевна устроилась учителем в музыкальную школу. Однако после выздоровления сына и в связи с давлением местных чиновников семье пришлось покинуть эти места.

Юлия Вознесенская - поэтесса

Здесь несколько слов нужно сказать о творческом имени. Юлия Вознесенская, настоящая фамилия которой Вознесенская-Окулова, свой творческий псевдоним получила от первого мужа. Союз этот был очень коротким и впоследствии распался. Однако Юлия Николаевна решила оставить благозвучную фамилию.

Первые пробы пера проходили под руководством Татьяны Гнедич. Широко известная в 1960 годы поэтесса и переводчик создала литературное объединение, в котором развивали свои таланты многие начинающие поэты и писатели. Именно её Юлия Николаевна Вознесенская называла своим первым и единственным учителем, открывшим истоки поэтического мастерства. Раннее творчество и первая публикация в 1966 году были благосклонно восприняты Татьяной Григорьевной и позже получили высокую оценку читателей.

В конце 60-х произведения Юлии Николаевны печатали в разных литературных журналах. Именно тогда она заявила о себе как многообещающий поэт. На одно из стихотворений была написана песня, которую исполняла Эдита Пьеха.
Однако в 1968 году все публикации Юлии Вознесенской в советских изданиях закончились. Причиной такого поворота событий стала поэма «Вторжение», в которой поэтесса описывала события, происходившие в Чехословакии.

Поэма вызвала неоднозначную реакцию со стороны советской власти: Вознесенскую вызвали в КГБ, где после долгих допросов, не получив признания и раскаяния, пригрозили посадить её. Таких бесед в жизни писательницы было немало.
После этого случая Юлия Николаевна могла знакомить читателя со своими произведениями лишь благодаря самиздату. Множество текстов стихов было опубликовано таким образом. Но точно сказать, сколько произведений было у неё в то время, сложно. Архивы хранились у единомышленников и поклонников таланта в разных местах. С этим тоже было множество проблем. Места, где хранились рукописи, постоянно подвергались обыскам.

Журналы, в которых печатала свои стихи Вознесенская Юлия, были диссидентскими. В некоторых из них она выступала в качестве издателя («Лепта», «Женщина и Россия»).

Деятельность «Второй культуры»

В 1970 годах Вознесенская Юлия с семьёй проживает в коммунальной квартире на Жуковского. Здесь они занимают пару комнат, одна из которых стала местом встреч молодых талантливых людей. Сообщество именовало себя «Второй культурой». Это название было протестным. Направлено оно было против первой - напыщенной советской культуры.

Молодые люди активно пытались заявить о себе. В 1974 году они создали сборник сочинений под названием «Лепта». Сюда включили одну из поэм Юлии Николаевны. Просьба о публикации была жёстко отвергнута советскими властями.

В 1975 году «Вторая культура» устроила протестную акцию: манифестацию и голодовку, посвящённые годовщине декабристского мятежа.
Через несколько месяцев молодые люди «украсили» стены зданий центральных улиц Ленинграда лозунгами, обличающими советскую власть. Вознесенская Юлия была задержана одной из первых, но показания давать отказалась, вскоре её отпустили.
Позднее, уже в 1976 году, во время обыска квартиры поэтессы сотрудники КГБ нашли несколько изданий, содержащих антисоветскую пропаганду. На основании этого Юлия Николаевна была задержана, зимой 1977 года состоялся суд. Писательницу осудили и дали ей пять лет ссылки в Воркуте.

Лагеря и ссылки

Пробыла она там недолго. Узнав о процессе над своими соратниками, бежала. Её целью было предупредить их о том, чтобы не вздумали раскаиваться в содеянном.

Однако попасть на суд ей не удалось. Арест состоялся ещё до начала процесса. После Юлию Николаевну отправили в посёлок Бозой, который находился в Иркутской области. Пятилетняя ссылка была заменена двумя с половиной годами лагерей.

Время, проведённое в застенках лагерей, она воплотила на страницах своих романов и очерков, повествующих о нелёгкой жизни женщин в этих местах. И даже говоря о таких непростых вещах, Юлия Николаевна представляет все в чудесной образной форме, выдвигая на первый план все самое доброе и светлое. Все время пребывания в лагере она писала своим друзьям письма, рассказывая о страшных, порой не укладывающихся в голове вещах. Но, несмотря на все это, каждая строчка была пропитана оптимизмом, которым Юлия Николаевна «заражала» окружающих. Особенно женщин-сокамерниц, которым читала стихи таких поэтов, как Ахматова, Есенин, Цветаева. Некоторым из них она рассказывала об Иисусе Христе.

Её острая потребность сохранить в памяти и рассказать своим современникам, их детям и внукам о том, что на самом деле происходило в то время, воплотилась в рассказах сборной повести «Записки из рукава». Здесь собрано множество небольших рассказов о тех кругах ада, которые довелось пройти многим людям советской эпохи и самой писательнице.

Кроме записок, есть и другие произведения, повествующие о жизни женщин в местах заключения: «Женский лагерь в СССР», «Ромашка белая».

Эмиграция и жизнь после

В 1980 году Юлию Николаевну практически насильно выдворили из страны. Вместе с семьей она некоторое время проживала в Вене. Позже обратилась с просьбой предоставить политическое убежище к властям ФРГ. Первые четыре года эмиграции провела во Франкфурте-на-Майне. Здесь она посвятила себя работе в международной организации, защищающей права человека. Позднее, перебравшись в Мюнхен, десять лет проработала редактором на радио Свобода.

В 2002 году Юлия Николаевна вернулась в столицу Германии. Здесь было написано большинство православных работ. За несколько лет до смерти она узнала, что больна. Во время болезни перенесла несколько операций. Умерла Юлия Николаевна 20 февраля 2015 года и похоронена в Берлине.

Православный выбор

В 1973 году Вознесенская Юлия Николаевна ступила на путь православной веры и приняла Святое крещение. Этот выбор был осознанным. Именно он помогал ей пройти испытания лагерей и ссылок и сохранить в своём сердце любовь к Богу и людям.

Позднее, уже в эмиграции, Юлия Николаевна знакомится со своим будущим духовным отцом - священником Марком Арндтом, которого позднее сменяет отец Николай Артемов. После того как умер муж, Вознесенская принимает решение поселиться в монастыре. И в 1996 году её приняла Леснинская женская обитель, в которой Юлия Николаевна провела несколько лет своей жизни.

Именно здесь увидели свет православные произведения, в числе которых первой была повесть-притча «Мои посмертные приключения».

Православие и его место в творчестве писательницы

Следует отметить, что произведения последних лет жизни автора были посвящены преимущественно православной тематике. Среди наиболее известных - романы «Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры», «Паломничество Ланселота» и другие. За два первых в 2003 году Юлия Вознесенская награждена почётным званием «Лучший автор года».

Известны также и повести: «100 дней до потопа» и «Сын вождя». Есть у Юлии Николаевны и детские произведения. Среди них трилогия «Юлианна», а также сборник «Светлая поляна».

За многие из своих произведений она награждена почётными званиями и премиями. Особое внимание привлекли «Посмертные приключения». За эту повесть Юлию Николавну стали считать родоначальницей особого жанра - православного фэнтези. Те метаморфозы, которые происходят с главной героиней, очень ярко и образно рисуют загробный мир.

Творческий путь писательницы свидетельствует о том, что Юлия Вознесенская - поэт православного направления. И хотя пишет она не стихи, а прозу, все её произведения очень поэтичны. Возможно, именно поэтому они так легко читаются, а их герои запоминаются.

Миссионерский путь

Юлия Николаевна Вознесенская, биография которой насыщена такими разными событиями, являет собой образ человека, стремящегося помочь другим.

Этот человек очень просто мог говорить о самом сложном. Последние годы она сотрудничала с психологами, которые помогали тяжелобольным людям. Постепенно эта деятельность переросла в общение с помощью писем. Выступая в качестве модератора на сайтах Пережить.ру и Победишь.ру, совместно с православными психологами она оказывала неоценимую поддержку тем, кто особенно нуждался в помощи. Среди людей, обратившихся на сайт, были и потенциальные самоубийцы, и те, кто не мог пережить смерть близких.

Юлия Николаевна Вознесенская, фото которой всегда излучают какой-то невидимый свет и доброту, останется в сердцах многих людей не только как замечательный писатель, искренне верующий человек, но и как добрый друг - помогающий, сострадающий и утешающий.

, РСФСР , СССР

Ю́лия Вознесе́нская (настоящее имя Юлия Николаевна Окулова , урождённая Тараповская ; 14 сентября , Ленинград - 20 февраля , Берлин) - советский и российский прозаик, поэт православного направления.

Биография

Родилась в семье военного инженера, который после войны служил в Восточном Берлине , где Вознесенская жила с 1945 по 1950. Отец и мать были атеистами, только в конце жизни приняли православие. Училась в , была активной деятельницей в кругах неформального искусства. В её впервые осудили на год принудительного труда.

На Западе её стихотворения впервые были опубликованы в 1978 году в журнале «Грани ». В 1979 году участвовала в издании первого в СССР феминистского альманаха «Женщина и Россия» , в подготовке журнала «Мария».

Поздние произведения Вознесенской часто называют «христианским (или православным) фэнтези ».

Премии

  • звание «Лучшего автора года» на конкурсе «Православная книга России » ()
  • лауреат ежегодного конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса» в номинации «Проза» за книгу «Путь Кассандры»

Книги

  • Женский декамерон, Tel Aviv, 1987
  • Звезда Чернобыль, New York, 1987
  • Мои посмертные приключения, 2001
  • Путь Кассандры, или Приключения с макаронами, 2002
  • Паломничество Ланселота, 2004
  • Юлианна, или Игра в киднеппинг, 2004
  • Юлианна, или Опасные игры, 2005
  • Сын Вождя, 2006
  • Русалка в бассейне. «Русские дела» графини Апраксиной, 2007
  • Асти Спуманте. «Русские дела» графини Апраксиной, 2007
  • Юлианна, или Игра в «Дочки-мачехи», 2007
  • Жила-была старушка в зеленых башмаках… 2008
  • Утоли моя печали (сборник рассказов), 2009
  • Благодарю за любовь, 2009
  • Нечаянная радость, или Раб Божий Владлен и другие истории, 2010
  • Сто дней до потопа, 2011
  • Эдесское чудо, 2012

Составитель

  • Briefe über die Liebe, München, 1987
  • Was die Russen über Deutsche denken, München, 1988

Напишите отзыв о статье "Вознесенская, Юлия Николаевна"

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вознесенская, Юлия Николаевна

Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
– Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
– Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?
– За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он.
– О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю…
– Что врешь? Говори, что нужно.
– Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был.
Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына.
– Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
– Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
– Плохо дело, а?
– Что плохо, батюшка?
– Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.

Вознесенская Юлия Николаевна (1940-2015) – российская писательница и поэтесса православного направления.

Детство

Юлия появилась на свет в Ленинграде 14 сентября 1940 года. Родители сначала хотели назвать её Альбиной, но потом увидели, что малышка постоянно вертится в своей колыбельке, словно юла. Так девочка получила имя Юлия.

Её отец, Николай Тараповский, был потомственным донским казаком, родом из города Россошь. Все положительные и отрицательные качества казачьего характера в полной мере проявились в его дочери. Юлия получилась казачкой до мозга костей.
Мама, Ольга Николаевна Лебедева, родилась в Бологом (городок между Ленинградом и Москвой), её родители были земскими врачами.

Отец Юли имел профессию военного инженера, и, когда закончилась война, он остался служить в Восточной Германии в группе советских войск. Здесь же с 1946 по 1948 годы с ним проживала жена и двое детей (у Юли был брат). За это время малыши научились хорошо говорить на немецком языке. Но, когда вернулись в Советский Союз, был один неприятный случай, после которого они быстро забыли свои познания иностранного. Семья жила в Питере, и местная детвора часто играла в прятки во дворе. Юля с братом друг другу подсказывали по-немецки, кто и где прячется. Однако дети это заметили и прозвали их фашистами. После такого инцидента Юля редко разговаривала на этом языке, даже когда жила в Германии.

Начало творческого пути

После школы Юлия стала студенткой Ленинградского института театра, музыки и кино. Потом перевелась в медицинский, но вскоре ушла и оттуда. Стала пробовать себя в журналистике.

В начале 1960-х годов уехала в Мурманск, где устроилась в местную газету корреспондентом. Там в 1965 году впервые было напечатано её стихотворение «Лапландия». А уже со следующего 1966 года её стихи стали появляться в периодических советских изданиях регулярно. Вознесенскую считали многообещающим автором, на её слова даже спела одну песню Эдита Пьеха.

Но вскоре заболел младший сын поэтессы, и семья перебралась в деревню Важины, которая располагалась на самой границе Ленинградской области с Карелией, на берегу реки Свирь. Климат здесь был более здоровым, зимой морозы под сорок градусов, а летом чудная рыбалка. Юлия устроилась преподавать музыку в местной школе, а её супруг заведовал Домом культуры. За это время поэтесса своих стихов не печатала. Вернулась к публикациям, когда выздоровел сын, и семья снова приехала в Ленинград.

Оппозиционная поэзия и ссылки

Шёл 1968 год, войска СССР вторглись в Чехословакию, и Вознесенская посвятила этому событию поэму «Вторжение». После таких стихов поэтессу перестали публиковать в советских журналах и газетах, с этого времени она печаталась только в самиздате. Её вызвали в КГБ, провели беседу и пообещали посадить в случае, если такие стихи повторятся.

Юлия с семьёй проживала в питерской коммунальной квартире по улице Жуковского. Здесь они занимали две комнаты, и в одной из них поэтесса организовала салон под названием «Вторая культура». В 1974 году вышел их первый сборник «Лепта».

В 1975 году молодыми художниками и поэтами «Второй культуры» была организована демонстрация к юбилею восстания декабристов. Зачинщиков вызвали в КГБ, затем последовали обыски и аресты. Множество найденной у Вознесенской антисоветской литературы стало поводом для приговора – пять лет ссылки за «распространение злостных клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».

Вознесенскую увезли в Воркуту, оттуда она совершила побег. Тогда суд заменил ей пять лет ссылки на два с половиной года лагеря неподалёку от озера Байкал. Когда Юлия зашла в камеру и скороговоркой назвала свою статью, умудрённые тюремным опытом уголовницы, вздохнув, сказали: «Значит, за правду…» В уголовном лагере Юля была единственной политической заключённой. Только когда она отсидела половину срока, Вознесенской разрешили свидание с сыновьями.

Высылка из страны

Когда закончился тюремный срок, Юлия вернулась в Ленинград, но ей отказали в прописке. Приближались Летние Олимпийские игры-1980, и перед сотрудниками правоохранительных органов поставили задачу – очистить крупные города от нежелательных антисоветских элементов.

Вознесенскую вызвали в КГБ и предложили покинуть страну. Она отказалась, и тогда на неё стали давить через детей. Одного сына исключили из училища, второго призвали в армию. Опасаясь за их жизнь, Юлия приняла решение уехать.

В 1980 году они эмигрировали в ФРГ. Сначала жили во Франкфурте, Юля трудилась в «Обществе по защите прав человека». В 1984 году уехали в Мюнхен, там Вознесенская работала на радиостанции «Свобода».

Литература православного жанра

Вознесенская пробовалась в разных жанрах, пока окончательно не нашла себя в православном фэнтези.

Она была довольно известным поэтом в Германии, из-под её пера выходили и детективы, а по произведению «Женский декамерон» была поставлена пьеса в Испании, показанная позднее по телевидению. Особенной популярностью пользовались её книги «Письма о любви» и «Звезда Чернобыль».

Жанр православного фэнтези проявился у Вознесенской уже в конце 1990-х годов. После смерти мужа Юлия уехала во Францию, где три года жила в Леснинской женской обители. Она была трудницей, работала в саду и на кухне. Здесь познакомилась с игуменьей Афанасией, которая благословила писательницу на произведение нового жанра.

В 2001 году Юлия Николаевна сочинила свою первую повесть-притчу «Мои посмертные приключения» и после этого полностью отказалась от стихов, они стали ей безразличны. Православную прозу считала более важным видом творчества.

Многие читатели после её книг говорят, что ничего лучше в жизни не встречали:

  • «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами»;
  • «Паломничество Ланселота»;
  • «Юлианна, или Опасные игры»;
  • «Жила-была старушка в зелёных башмаках»;
  • «Утоли мои печали»;
  • «Благодарю за любовь»;
  • «Нечаянная радость, или Раб Божий Владлен и другие истории»;
  • «Сто дней до потопа»;
  • «Эдесское чудо».

Она создавала свои произведения и всегда молилась, чтобы они принесли людям Веру, Надежду и Любовь. В 2003 году на конкурсе «Православная книга России» Вознесенская удостоилась звания «Лучшего автора года». В 2013 году главный редактор издательства Московской Патриархии отец Владимир вручил писательнице грамоту и серебряную медаль «За заслуги» от Международного благотворительного фонда «Семья – Единение – Отечество».

Вознесенская навсегда осталась настоящей русской патриоткой, глубоко поддерживала политику Владимира Путина. Иногда шутила по этому поводу: «Если бы мне раньше сказали, что буду поддерживать офицера КГБ, не поверила бы. Но Путин – державник, а России сейчас это очень нужно».

Её очень волновали последние события на Украине. Она всегда считала, что это часть Российской империи, причём главная, ведь именно с Киева начиналась Русь. К канцлеру Германии Меркель и всему Евросоюзу Вознесенская относилась скептически, называла это образование искусственным.

Работа в интернете

Несмотря на преклонный возраст, Юлия Николаевна с интернетом была на «ты». Она работала на многих проектах, с 2008 года была модератором на форумах сайтов «Pobedish.ru», «Memoriam.ru», «Пережить. ру». На эти форумы обращаются люди, пережившие горе и потерю родных. А психологи с волонтёрами находят для них слова поддержки, оказывают помощь. У Вознесенской был свой ник «Агния Львовна», под которым она оставила более двух тысяч постов. Будучи сама смертельно больной, писательница помогала страдающим людям обрести утерянную надежду и научиться улыбаться вновь.

На сайтах Юлию Николаевну все уважали, к ней обращались и посетители форумов, измученные горем, и модераторы, неизвестно где каждый день набиравшиеся мужества, чтобы выслушивать и утешать людей. Вознесенская обладала уникальным даром, могла разглядеть и понять ситуацию, дать тактичный и грамотный совет. Она знала всех постоянных посетителей форума, для каждого находила терпение, сострадание и доброе слово.

Этим сайтам она отдавала уйму времени. Такой вид служения людям стал проявлением ещё одной грани её таланта. В последние месяцы жизни, когда тяжёлая болезнь и химиотерапия одолевали писательницу, она переживала о том, что не может часто появляться на форумах, у неё просто не было на это сил. Удивительный человек, она ни грамма не жалела себя, а всеми силами стремилась успеть оказать помощь другим.

Юлия Николаевна говорила, что эти сайты и то, что происходит на форумах, для неё гораздо важнее написанных книг и их тиражей. Помощь, которую «бабушка Агния Львовна» оказывала людям, она назвала делом всей своей жизни.

Личная жизнь

Юлия дважды выходила замуж. Вознесенская – это фамилия, доставшаяся ей от первого супруга. После развода она не стала её менять из-за благозвучности. Фамилия её второго мужа – Окулов. В этом браке Юля родила двоих сыновей – Артура и Андрея.

Она была строгой матерью. Да и как ещё могла воспитывать своих детей настоящая казачка? Жёстко, могла отшлёпать мокрой тряпкой. Разные применяла методы, когда мальчишки были совсем маленькими, за проказы и шалости сажала их на высокий шкаф и говорила: «Сидите, пока не поумнеете». Прыгать им оттуда было страшно, так и сидели, обдумывая своё поведение.

А один раз, устав от того, что сыновья постоянно дерутся между собой, Юлия нарисовала в детской комнате два ряда небольших кружочков – один для Артура, второй для Андрея. Она сказала детям: «После каждого очередного скандала я зачеркну кружок того, кто виновен. Чей ряд кончится первым, того я сдам в детдом». Мальчишки тогда не знали, что мама как раз собралась поменять обои в их комнате и через две недели содрала их со всеми кружочками, но своей воспитательной цели она достигла.

Сын Андрей вспоминал, когда он ещё не ходил в школу, они с семьёй отдыхали на море. Гуляя по скалам, набрели на очень крутой утёс. Нужно было обойти его по узенькой тропинке, с которой виднелся обрыв. Малыш остановился от страха, а мама сказала: «Если будешь бояться, то точно упадёшь, так что смотри прямо и смело иди вперёд».

Вот такие методы воспитания были у писательницы Вознесенской.

Жизненные увлечения и хобби

Юлия Николаевна очень любила природу и была заядлым садоводом. В земле она могла копошиться часами, высаживала какие-то новые растения, обустраивала альпийские горки, изучала лечение травами. Могла уйти на полдня в лес и собирать грибы, обожала варить варенье из садовых и лесных ягод.

Любила Вознесенская и кулинарию. На кухне тоже в полной мере проявлялась её творческая натура. Однажды на день рождения сына она приобрела тетерева и изысканно его приготовила. Мальчишки-друзья были в восторге, а сынок Андрюша потом ещё нашёл применение птичьим перьям – приделал их на «рыцарский шлем».

А один раз она ждала гостей, но шёл Великий пост, и ей пришлось целый день колдовать у плиты, чтобы придумать вкусные, роскошные и при этом постные угощения. Когда гости были сыты и довольны, писательница крайне удивила их сообщением о том, что все блюда на столе без мяса и яиц. Но такие кулинарные шедевры Вознесенская творила, только когда у неё было настроение. Сыновья помнят, если маме было некогда, она говорила: «Иди и поищи в холодильнике что-нибудь».

Писательница всегда быстро сходилась с людьми и сразу доверялась им. Но некоторые злоупотребляли таким доверием. Если Вознесенская чувствовала, что её предали, то навсегда вычёркивала этих людей из своего круга общения. К счастью, такие случаи происходили редко.

Как только у Юлии Николаевны появлялись лишние деньги, она тратила их на благотворительность. Когда её книги уже издавались большими тиражами, знакомые упрекали Вознесенскую, что она никак не купит себе дом. А писательница на эти деньги кормила старушек. Собственного жилья у неё так и не было до самой смерти, жила всё время на съёмных квартирах.

Болезнь и смерть

Когда Вознесенской медики диагностировали рак, она хотела скрыть это от родных, чтобы не расстраивать. Но рано или поздно правда всё равно открывается. После трёх сделанных операций и начавшихся метастаз скрывать диагноз уже было бесполезно.

Писательница знала о приближающейся смерти, и у неё хватило духу тщательно к ней подготовиться. На берлинском православном кладбище в Тегеле она выкупила для себя место, составила завещание, заказала надгробный крест. Её последней земной поэзией стала эпитафия самой себе. 20 февраля 2015 года Вознесенская ушла из жизни.